На минувшей неделе в спортзале ДВФУ состоялся I Региональный конкурс педагогического мастерства студентов высших учебных заведений.
В этом году конкурс педагогического мастерства впервые вышел на региональный уровень, среди конкурсантов помимо студентов из Владивостока, были ребята из Школы педагогики ДВФУ г. Уссурийска и факультета физической культуры Благовещенского государственного педагогического университета.
Главная цель конкурса - обмен педагогическим опытом между студентами, учителями, преподавателями различных ВУЗов; выявление талантливых студентов, способных к педагогической деятельности; поиск инноваций в области методики преподавания уроков по физической культуре.
В конкурсе приняли участие студенты 3-курсники очной формы обучения по направлениям подготовки: «Физическая культура», «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья», прошедшие педагогическую практику в образовательных учреждениях.
Конкурс проходил в два тура. В первом - баллы начислялись по итогам прохождения педагогической практики. Во втором туре студенты должны были провести открытый урок по физической культуре (основная часть), защитить методическую идею урока и сделать самоанализ урока.
Для участия во втором туре конкурса были приглашены учащиеся 2-11 классов и учителя по физической культуре общеобразовательных школ, коррекционных школ-интернатов г. Владивостока и Приморского края.
Между выступлениями конкурсантов зрителям была показана концертная программа с показательными номерами по различным видам спорта. Выступали:
команда студенток Дальневосточного федерального университета с танцевальной композицией по аэробике в стиле «river dance»;
воспитанники федерации каратэ г. Владивостока, тренер – старший преподаватель ИФКиС Дальневосточного федерального университета Дорошин Игорь Геннадьевич;
воспитанники центра развития бокса в Приморском крае при Дальневосточном федеральном университете, тренер – Через Александр Анатольевич с центра развития бокса и доцент ШИКС Дальневосточного федерального университета Попик Сергей Алексеевич;
воспитанники сборной команды по вольной борьбе Дальневосточного федерального университета, тренер – старший преподаватель ШИКС Дальневосточного федерального университета Даричев Юрий Викторович.
По результатам второго тура победителями и призерами стали:
I место - Луковой Александр, студент Благовещенского государственного педагогического университета;
II место - Фессун Верослава, студентка Школы педагогики ДВФУ, г. Уссурийск;
III место - Бажан Александра, студентка ШИКС специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья», г. Владивосток.
И хотя студентка Школы искусства, культуры и спорта ДВФУ и спортсменка Центра спортивной подготовки женских единоборств «Амазонка», мастер спорта по самбо, Анастасия Храмова не заняла призовое место в конкурсе, Настя считает, что поучаствовала в нем не зря:
- Решила принять участие в конкурсе, т.к. на уроках физической культуры я получала удовольствие от возможности организаторской деятельности, учебная работа проходила хорошо как с младшими, так и со старшими школьниками. Захотелось показать свои умения и навыки, набранные в процессе практики. Я любопытством наблюдала, как мои сокурсники проводили уроки, но, к сожалению, новаторов среди нас не оказалось.
Из-за недостатка опыта самым сложным оказалось само проведение открытого урока, сильно переволновалась, это и сказалось на результатах итогового балла. Вывод для себя сделала единственный: «Тут, как и в спорте, чрезмерное волнение - твой главный враг».
В подготовке к конкурсу мне помогала учительница по физической культуре школы №80, где я проходила практику, Татьяна Алексеевна Старикова. Огромное ей за это спасибо!
Сейчас не могу ответить на вопрос буду ли я по окончанию учебы работать по специальности, но в ходе прохождения практики поняла, что работа с детьми мне нравится.
Этот конкурс нужно проводить в другом зале, потому что жюри не могло оценить терминологию проводящего урок, т.к. очень большое помещение, звук расходился по залу. Дополнила бы конкурс собеседованием с участниками с целью более глубокого ознакомления прохождения педагогической практики.
Татьяна Старикова, учитель физкультуры МБОУ СОШ №80 г. Владивосток:
- Обязательно такие конкурсы нужны. Проходя педагогическую практику в образовательных учреждениях, студенты не только смотрели, как проходят уроки и составляли отчеты, но и сами их проводили, работая с учениками. А как можно показать свои полученные знания и навыки? Да еще на большую аудиторию. Студенты представляли свои проектные работы и могли увидеть работы других студентов.
Такой конкурс дает возможность, преодолевая свои страхи и волнения, раскрыться и попробовать свои силы в проведении открытого урока на глазах многочисленных зрителей, болельщиков и строгого жюри. Это хороший опыт педагогического мастерства.
Мои ученики с огромной радостью согласились на участие в конкурсе. Они впервые посетили высшее учебное заведение. Многие из ребят принимали участие в различных соревнованиях, поэтому им не в первый раз пришлось волноваться и соперничать. Понравились показательные выступления девочек с танцевальной программой, спортсменов - единоборцев. Понравился большой и современный спортивный зал.
Для себя увидела в конкурсе новое - это японский волейбол. Класс! Нужно поучиться. Вывод один, что на следующий год, если сотрудничество с университетом продолжится, больше работать в подготовке к такому виду конкурса.
В конкурсе не хватало эмоций студентов, в воздухе веяло волнением и переживанием, что сковывало и ребят-школьников и самих студентов. И еще мне кажется, в этих уроках не хватало изюминки. А в организации мероприятия можно было добавить праздника, ведь в основной массе участники - это дети.
Ольга Крутских, зам. руководителя образовательной программы по направлению подготовки «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности», ст. преподаватель кафедры теории, методики и практики физической культуры и спорта Школы педагогики ДВФУ г. Уссурийск:
- Студенты не всегда рвутся участвовать в таких конкурсах, мы предложили нескольким нашим студентам, они согласились. В конкурсе должен был участвовать ещё один мальчик, но в последний момент он заболел. Надеемся, что в будущем от нас будет больше участников. Если говорить о подготовке, то она началась в тот момент, когда ребята к нам поступили, ведь в течение всего периода им преподают методику, учат терминологии и др., а в школе, конечно, нашим студентам помогли учителя, например, Верославе Фессун, непосредственно, подготовить урок помогла Лебедева Л.М., учитель школы №25 г. Уссурийска.
Нового, наверно, ничего не узнали, а вот интересно было посмотреть на ребят, которые проводили уроки с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
Вывод: наши ребята очень хорошо подготовлены, смотрелись уверенно, Уссурийская школа готовит неплохих специалистов и учителей!
На будущий год в конкурсе педмастерства, наверно, нужно добавить творческий конкурс с группой поддержки, не хватает «драйва» - учитель это творческая профессия!
Мне кажется, что нужно сделать равные условия, ведь студенты Владивостока проводили уроки с детьми, с которыми проходили практику, а иногородние студенты - с незнакомыми детьми. Кроме этого, нужно ввести несколько номинаций, например: классический урок ФК; урок по адаптивной ФК; интегрированный урок (как например наш ОБЖ), потому что сложно оценивать разные уроки, разные методики, свои специфики.
Безусловно, такие конкурсы нужны и для студентов и для нас, педагогов, чтобы видеть как методически «подкованы» наши студенты, это хорошо видно, когда сравниваешь с выступлениями других ребят, видны ошибки, и то, над чем нужно работать!
Сергей Лядов, декан факультета водных видов спорта Морского государственного университета им. Г.И. Невельского, к.п.н.:
- Во время конкурса я получил достаточно много ценной информации по особенностям организации педагогической практики в Благовещенском педагогическом университете, в ДВФУ, а также в Школе Педагогики (Уссурийском филиале ДВФУ). Что касается конкурса, то вызывает восхищение большая работа всех ребят, методистов-учителей, организаторов мероприятия. Причем, практически все это, делают совершенно бескорыстно.
Основные выводы касаются тех возможных преобразований, связанных с организацией практики в Морском университете на факультете водных видов спорта. Оргвыводы будут сделаны!
Если бы я сам был конкурсантом, то на конкурс я бы представил урок с элементами спортивных игр (баскетбола или волейбола), так как именно в них специализировался. Вариантов много, но можно сформулировать тему урока так – «Игры и эстафеты с элементами баскетбола».
В этом году всем членам жюри не хватало творческого конкурса, который является хорошим дополнением к раскрытию личности конкурсанта. Возможно, в следующем году он будет восстановлен.
Кроме этого, для более объективной оценки жюри желательно просмотреть весь урок - 40-45 минут.
Безусловно, такие конкурсы нужны студентам-практикантам. Ведь педагогическая профессия - творческая и требует даже от «суперпрофессионалов» постоянного поиска, получения новых, инновационных методик и технологий обучения. На таких конкурсах оттачивают свое мастерство будущие учителя-профессионалы. А для молодых ребят каждый конкурс - это большое событие, которое они будут помнить очень долго. Кроме этого, в нем участвуют и школьники, что, безусловно, является дополнительным фактором приобщения детей, подростков и молодежи к здоровому образу жизни.
В этом году конкурс педагогического мастерства проводился уже третий раз. Каждый год его статус изменялся по нарастающей, в первый год конкурс проходил среди студентов института физической культуры и спорта; в прошлом году конкурс был Краевым, а в этом году стал Региональным. В дальнейшем традиция будет продолжена, если все получится, то на наследующий год конкурс может получить международный статус.
Конкурс был организован на базе Школы искусства, культуры и спорта ДВФУ и Школы педагогики ДВФУ.
Участники конкурса
студенты ШИКС ДВФУ (направление подготовки «Физическая культура»):
Анастасия Храмова и учащиеся школы №80;
Андрей Пешкун и учащиеся гимназии №2;
Станислав Ступаков и учащиеся школы №18.
Студенты ШИКС ДВФУ (специальность «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья»):
Елизавета Макарчук и учащиеся специальной коррекционной школы-интерната № 2;
Максим Сухомлинов и учащиеся специального коррекционного интерната 6 вида;
Александра Бажан и учащиеся школы-интерната для неслышащих детей.
Студенты Школы педагогики ДВФУ г. Уссурийск:
Верослава Фессун и учащиеся школы №38;
Алексей Лопатин и учащиеся школы №38;
Андрей Сорокин и учащиеся школы №18.
Студент Благовещенского государственного педагогического университета и учащиеся школы №18 - Александр Луковой.
Состав жюри:
1. Декан факультета водных видов спорта Морского государственного университета, к.п.н. – Лядов Сергей Сергеевич;
2. Учитель физической культуры высшей квалификационной категории – Маевская Диана Эрьевна;
3. Зав. кафедрой теории, методики физической культуры и спортивно-оздоровительной рекреации ШИКС, учитель высшей квалификационной категории и отличник народного просвещения – Гудков Юрий Эдуардович;
4. К.п.н., доцент кафедры теоретических основ физической культуры Благовещенского государственного педагогического университета - Носикова Галина Андреевна;
5. Зам. руководителя образовательной программы по направлению подготовки «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности», ст. преподаватель кафедры теории, методики и практики физической культуры и спорта Школы педагогики ДВФУ г. Уссурийск - Крутских Ольга Сергеевна.
Темы уроков конкурса:
Макарчук Елизавета ШИКС ДВФУ, специальная коррекционная школа-интернат № 2
Тема урока «Интегрированный урок по физической культуре и технологии (кулинария), определение отношения полученной и потраченной энергии при занятии подвижными играми с элементами баскетбола» (инв. – шагомер).
Сухомлинов Максим ШИКС ДВФУ, специальный коррекционный интернат 6 вида
Тема урока «Совершенствование ведения мяча и передача мяча от груди» (инв. – 6 баскетбольных мячей). 8 кл.
Бажан Александра ШИКС ДВФУ, школа-интернат для неслышащих детей
Тема урока «Подвижные игры в баскетболе» (инв. – 8 баскетбольных мячей) 4 кл.
Пешкун Андрей ШИКС ДВФУ, гимназия № 2
Тема урока «Совершенствование техники ведения, передач мяча в футболе» (инв. – 2 баскет. мяча, 2 обруча, конусы) 4 кл.
Луковой Александр, Благовещенский государственный педагогический университет
Тема урока «Обучение приемам самообороны» (инв. – татами, мультимедиа), дети шк. №18, 10 кл.
Храмова Анастасия, ШИКС ДВФУ, школа № 80
Тема урока «Игры как средство развития физических качеств» 5 кл. (инв. – гимнастические палки, татами).
Лопатин Алексей, Школа педагогики ДВФУ, школа № 1 городок Воздвиженка
Тема урока «Баскетбол как средство Адаптивной физической культуры», дети шк. №38, 8 кл. (инв. – обручи, баскетбольные мячи -10шт).
Сорокин Андрей, Школа педагогики ДВФУ, Суворовское училище
Тема урока «Оказание первой медицинской помощи и транспортировка пострадавшего» дети шк. №18, 8 кл. (инв. – скакалки – 5 шт., баскетбольные мячи -5 шт).
Ступаков Станислав ШИКС ДВФУ, школа № 18
Тема урока «Совершенствование передачи мяча сверху двумя руками и верхней прямой подачи» 10 кл. (инв. – волейбольная сетка, волейбольные мячи).
Фессун Верослава, Школа педагогики ДВФУ, школа № 25 г. Уссурийск
Тема урока «Знакомство с Японским волейболом», дети шк. №38, 11 кл. (инв. – волейбольная сетка, свои мячи для мини-волейбола).