Скорость, мягкие руки, техника высочайшего класса, пластика – на льду Саюстов, словно пантера. По 1988 году рождения он считался одним из самых одаренных и неординарных форвардов. Тройка Тихонов – Саюстов – Голубцов в молодежной сборной России считалась ведущей, выиграв бронзу мирового первенства. Однако дальше молодежных успехов у Дмитрия не пошло. Лишь у Владимира Юрзинова-младшего в «Торпедо», будучи 19-летним, он провел отличный сезон, претендуя на попадание в национальную команду. Однако со сменой тренера в Нижнем Новгороде убрали и Саюстова. Не зажег Дмитрия в ЦСКА и его наставник по бронзовой сборной Сергей Немчинов. В «Тракторе» на форварда посыпались травмы: то плечо вылетит, то ахилл порвется. При этом мудрейший главный тренер челябинцев Валерий Белоусов всегда ценил Саюстова и обещал раскрыть его потенциал. Увы, не вышло, не успел. Теперь наш герой в «Адмирале». Ему 27 лет. Как говорится, пора взрослеть и показывать на льду все, что умеешь. Дмитрий уверяет, что сделает для этого все – лишь бы доверяли.
Удачный курортный роман
– Дмитрий, известию о том, что ты едешь во Владивосток больше всего обрадовалась супруга, которая родом с Сахалина?
– Она обрадовалась прежде всего тому, что я буду играть в КХЛ. Конечно, мы будем далеко друг от друга, но тут есть свой плюс. Ее отец из города Макарова Сахалинской области, так что родственники недалеко. На Новый год можно будет съездить в гости и к ним, и ко мне во Владивосток заехать.
– Когда семья приедет, или они уже здесь?
– Семья сейчас в Челябинске. Перевозить во Владивосток их не планирую. Они приедут ко мне на определенный отрезок времени, затем на Сахалин к родственникам съездят.
– Расскажи, как вы познакомились: ты из Челябинска, она с Дальнего Востока?
– Я тогда еще в Суперлиге играл. С Нижним Новгородом поехали на сборы в Туапсе, Наташа там работала при отеле аниматором. Там и познакомились. В свободное время ходили с ребятами на представления, поймали друг друга взглядами, вышел удачный курортный роман.
– У вас двое детей, на кого похожи?
– Дочке в августе будет шесть лет. Все говорят, что она на меня похожа. Кто чаще меня видит, считают, что дочь похожа на меня, а приезжаем к родителям и родственникам жены, так они говорят, что на супругу. Сына зовут Ярослав, в сентябре исполнится три года. Он смесь мамы и папы. Хотя мои бабушки, дедушки рассказывают, что в детстве я был такой же, как Ярик сейчас.
– Значит, будущий хоккеист?
– Не знаю пока. Дочь занимается в Челябинске фигурным катанием, Ярослава тоже на коньки уже ставил, пару метров пройти может, потом необходимо держать (улыбается). Думаю, со временем он очень быстро научится кататься. На игры приходит всегда с удовольствием, болеет за папу, ему это нравится. Может три периода спокойно сидеть, смотреть на игру. Для детей это редкий случай, обычно они быстро устают. По дому постоянно бегает с клюшками, главный пострадавший – шкаф-купе, пришлось его поменять.
Важно попасть к своему тренеру
– В 19 лет после яркого сезона в фарм-клубе «Магнитки» (77=37+40 очков в 64 матчах) ты неожиданно покинул «Металлург», перейдя в «Торпедо». Неужели оказался не нужен воспитавшему тебя клубу?
– Там, видимо, не видели меня в основной команде. На сборы с первой командой я ездил несколько раз, но приоритет отдавался другим ребятам – как правило, местным. Я же лишь в 14 лет в Магнитку переехал из Челябинска. Может быть, это повлияло. Меня отпустили без проблем, никто не удерживал. Шансов попасть в основной состав было мало. «Металлург» тогда возглавлял Федор Канарейкин. Он видел мою игру за вторую команду, его все устраивало, но дальше сборов не выходило. Понял, что мне нужно расти в хоккейном плане, ставить перед собой новые цели. Как только появился вариант с «Торпедо», я сразу уехал.
– Для тебя самый успешный сезон на высшем уровне оказался как раз в «Торпедо.
– Да, когда тренером работал Владимир Владимирович Юрзинов-младший. Он давал достаточно много игрового времени. После смены тренера новый наставник уже не видел меня в составе. При нем я сыграл мало игр и после окончания контракта покинул Нижний Новгород.
– У игроков бытует мнение, что очень важно попасть к своему тренеру.
– Согласен с этим.
– Сергей Львович Немчинов – твой тренер?
– Не сказал бы.
– Однако ты успешно работал с ним в молодежной сборной, он тебе много доверял.
– В молодежной сборной – да, а когда он стал тренером ЦСКА, требования изменились. Первый сезон в ЦСКА я отыграл нормально. Разговаривал после его окончания с Немчиновым: он сказал, что его все устраивает. А вот во втором сезоне он, видимо, ждал от меня чего-то другого. Но что я могу сделать, если игровое время у меня было шесть минут? Я выполнял свою работу, играл в меньшинстве, мы мало пропускали голов при игре вчетвером. Именно на это и рассчитывал тренер, зачастую мы играли лишь в меньшинстве. При этом от меня требовали забивать голы, отдавать передачи, но как это делать, если проводить на льду по шесть минут, не играть в большинстве? Об этом я у него спросил, а в ответ он пожал плечами и дал мне неделю, за которую ничего не поменялось, после чего мне объявили о расторжении контракта.
– В молодежной сборной ты всегда считался игроком первого, второго звена, игроком атакующего плана. А потом, складывается впечатление, что тебя стали переделывать.
– Да, так и было. Я люблю атаковать, играть в большинстве, помогать команде, набирать очки. Это именно мое дело. Вы правильно сказали про молодежную сборную. Там меня сразу наигрывали в первом и втором составе. Мы давали результат на турнирах, на чемпионате мира хорошо сыграли. Придя в ЦСКА, я, конечно, не ждал, что меня сразу поставят в первую или вторую тройку, рассчитывал начать с четвертого, третьего звена. Но и третьего там даже близко не оказалось. При шести минутах на льду тренер требовал от меня голов, очков. Но даже 15 очков при таком количестве игрового времени набрать нереально. Так наши дороги с ЦСКА и Немчиновым разошлись.
После разрыва ахилла карьера пошла вниз
– В КХЛ какой сезон считаешь лучшим?
– Два сезона в «Тракторе» после перехода из ЦСКА. Тренер доверял, игра нашего звена устраивала, даже несмотря на то, что не набирали слишком много очков за результативность. Было даже так, что в случае травмы кого-то из лидеров играл в первом, втором звене. Тренер доверял, не боялся. А мы, молодые игроки, пользовались этим доверием и не подводили его, но все это у меня было до травмы. Я порвал ахилл – тяжелая травма. После нее все пошло вниз, по наклонной. Лишь в прошлом сезоне начал выходить на свой уровень, ахилл уже не беспокоит.
– Каким тебе запомнился Валерий Белоусов, можно его сравнить с кем-то из тренеров?
– Тренеров нельзя сравнивать. Каждый – отдельная личность. У каждого свое видение игры, своя тактика. Белоусов – советский тренер, тех времен. Он ставил перед командой задачу, и она должна была ее выполнить. Ничего плохого про него сказать не могу, хотя ситуации случались разные. С ним было интересно работать. Запомнились два ярких момента – два сезона, когда «Трактор» завоевал бронзу и серебро. Пока, на данный момент, это самые запоминающиеся сезоны в моей карьере.
– А мы думали, что твоя главная награда – это бронзовые медали молодежного чемпионата мира?
– Это тоже. Награда со сборной всегда считается лучшей, а вот на клубном уровне именно те два сезона.
– Чем запомнился бронзовый чемпионат мира среди молодежи?
– Для меня это был первый серьезный турнир, до него я вызывался в сборную, но на мировых первенствах не играл. На чемпионате мира совсем другой хоккей – быстрый, агрессивный, интересные команды. Единственное, что не удалось – это сыграть с канадцами. Мне очень этого хотелось, но в полуфинале со шведами все решила нелепая шайба, и мы пролетели мимо финала с Канадой. Те чувства и эмоции я не могу передать словами, для этого нужно оказаться внутри сборной. Думаю, если продолжать работать дальше, то еще есть шанс попасть в первую сборную. Надо ставить перед собой цели, без них не к чему стремиться.
С Маминым судьба с детства вместе сводит
– Судьба ребят из того состава сложилась по-разному: кого-то нет в живых, как Алексея Черепанова, а кого-то называют лучшим вратарем России и мира, как Бобровского. Продолжаешь общаться с кем-то?
– Согласен, судьба у всех разная. Было дело, я размышлял о том, у кого какая судьба. С Бобровским последний год уже не созванивались, я потерял его контакт. А до этого общались. Во время чемпионата мира жили с Сергеем в одном номере. На клубном уровне пересекались с Витей Тихоновым, перекидывались словами, узнавали у кого как дела. Но больше всего общался с Бобровским. Он был свидетелем на моей свадьбе.
– А где твой партнер по тройке Вадим Голубцов?
– Насколько я знаю, последний сезон он играл в Липецке (ВХЛ). Давно не общались.
– А нападающий «Адмирала» Максим Мамин был в той сборной?
– Да. С Максом вообще отдельная история. Мы с детской спортивной школы путешествуем вместе, пересекаемся. Судьба везде нас вместе кидает. Я был в «Тракторе», Макс тоже. В сборной вместе играли. Потом читаю новости о том, что я стал игроком «Адмирала», следом подписывают Максима. О, думаю, опять вместе.
В 51 год не каждый выйдет на лед
– Ты участник Зимней классики ВХЛ. Чем запомнилась тебе игра на открытом воздухе?
– На самом деле очень интересно, но есть один минус – очень холодно. Руки, ноги замерзают. Надо постоянно находиться в движении, а ты приезжаешь на смену, и на лавке начинают мерзнуть конечности. А так ощущения прикольные, атмосфера хорошая, свежий воздух. Впечатления только положительные, жаль, что проиграли тот матч.
– КХЛ стоит провести матч на открытом воздухе?
– Думаю, да. Это и для зрителей, и для игроков будет интересно, новые ощущения.
– А еще ты принимал участие в матче, когда легендарный Вячеслав Фетисов в 51 год вернулся на лед и дебютировал в КХЛ.
– Это было очень неожиданно. Насколько сейчас помню, мы пришли в раздевалку, смотрим, там Фетисов сидит, готовится к раскатке. Подумал вначале, что это шутка. Спросили у него, а он в ответ – ребята, играю сегодня с вами. Я не поверил, но потом вышли на раскатку – смотрю, все серьезно. Мы играли тогда с Питером. Ему было тяжело, все-таки в 51 год не каждый сможет сыграть на профессиональном уровне. Думаю, что он справился, здорово отыграл те смены, на которые выходил.
– Соперники на льду не берегли будущего сенатора от Приморского края?
– Конечно, где-то лишний раз не шли в тело. Если контакт был неизбежен, то он был, но никто специально не летел его «убивать».
Был готов лететь на край света
– Расскажи о своем переходе в «Адмирал».
– С «Трактором» закончился контракт, агент начал работать. В середине июня, когда Антон Бурдасов привез Кубок Гагарина в Челябинск и собрал всех своих друзей, прилетал мой агент. Там и сообщил мне, что достигнута договоренность с «Адмиралом». К концу июня решились все формальности, и я подписал контракт. В принципе, я рассматривал любой вариант. Я – не великий игрок, для меня главным было попасть в КХЛ, закрепиться в клубе, показывать свою игру. Я был готов ко всему. Прекрасно осознавал, что это Дальний Восток, команда – не фаворит чемпионата, но я готовился лететь на край света, лишь бы играть.
– За два сезона существования «Адмирала» наметилась тенденция – игроки здесь раскрываются с новой стороны, выходят на более качественный уровень.
– Задумывался об этом перед подписанием контракта. Любой спортсмен хочет показать свой лучший хоккей. У меня сейчас есть такой шанс. Сделаю все возможное, чтобы выйти на новый уровень, показать свою лучшую игру именно здесь. В принципе, у меня уже такой возраст, когда должен показывать стабильную игру. Во Владивостоке все создано для того, чтобы игроки показывали себя с лучшей стороны, прогрессировали. Со своей стороны сделаю все возможное, чтобы мы выступили как можно успешней.
– Нагрузки Андриевский серьезные предлагает?
– Да. Я бы сказал очень неплохие нагрузки. Тяжело, но здорово. Для этого и существует предсезонка, нужно терпеть, чтобы в сезоне было легче. Первые два дня вообще тяжеловато пришлось, затем втянулись. Так что сейчас уже нормально.
Бывало, ездил на матчи на автобусе 11 часов
– У всех, кто приезжает в «Адмирал», по традиции спрашивают про перелеты и нестандартную хоккейную коробку.
– При переходе в «Адмирал» думал об этом далеко не в первую очередь. Передо мной такой проблемы не стояло. Бывало, ездил на автобусе по 10-11 часов. Меня не смущают дальние перелеты. Какая разница – 10 часов на автобусе или 7-8 на самолете? Фильмов закачал в планшет побольше, и вперед.
О по коробке… Мне нравятся канадские коробки, я люблю играть на маленьких площадках. Помню, мы играли в Загребе, а там тоже коробка маленькая. На ней все происходит очень быстро, три-четыре шага, и ты уже в чужой зоне. Много бросков, много борьбы. Мне больше нравится играть на таких коробках, нежели на европейских.
– При этом за два сезона у «Адмирала» появилась проблема. Львиная доля очков набиралась дома, а на выезде было не все так хорошо.
– Насколько я знаю, у нас тренировочный каток нормальных размеров, и перед выездами будем тренироваться там, а перед домашними матчами на основной площадке.
– С каким девизом по жизни шагает Дмитрий Саюстов?
– Чтобы не случилось, двигаться вперед и не опускать рук.
– Чего не хватает Дмитрию Саюстову, чтобы раскрыть свой потенциал на сто процентов?
– Если у игрока есть доверие тренера, то появляются крылья, ты играешь в свой хоккей, получаешь удовольствие от игры, заброшенных шайб, побед. Самое главное – доверие.
Анкета
– Если бы не стал хоккеистом, то стал бы…
– Что-то связанное со спортом. Наверное, футболистом стал бы.
– Лучший футболист России прямо сейчас.
– Я не слежу за российским футболом.
– Разница во времени между Владивостоком и Москвой?
– Пять часов.
– Не совсем – семь.
– Точно, пять с Челябинском.
– Лучший подарок – это…
– Когда семья рядом.
– Где бы хотел побывать?
– На Мальдивах.
– Самый любимый соперник?
– «Ак Барс» (Казань).
– В свободное время я …
– Смотрю сериалы.
– Лучший партнер по тройке, с кем когда-либо играл?
– Партнеры по молодежной сборной Тихонов и Голубцов.
– Есть у тебя хобби?
– Подводная охота. В Челябинской области несколько раз выезжал на озера. Я пока, можно сказать, начинающий охотник. Этим летом небольшую щучку подстрелил. Мне нравится рыбалка и подводная охота. Интересно, но не всегда получается попасть в рыбу, вроде вот она – здоровая, сейчас подстрелю, но не тут-то было. На суше все по-другому, в воде снаряд летит не так. Необходим навык, тренировки, а за лето получается выбраться на охоту лишь три четыре раза.
Любимое
– Любимый вид спорта помимо хоккея?
– Подводная охота.
– Любимый загиб клюшки?
– У меня свой загиб, не могу сказать, к какому известному он ближе.
– Страна или город, куда хочется возвращаться вновь и вновь?
– Сахалин. Мне там очень нравится. Мы ездим туда раз в год, потом постоянно туда тянет. Там природа великолепная. Тихо, спокойно, нет заводов.
– Любимое ток-шоу?
– Камеди клаб, Камеди вумен.
– Любимое число?
– 81.
– Любимый сериал?
– Побег.
– Любимая книга детей?
– Русские народные сказки.
– Любимый напиток?
– Черный чай Липтон.
– Любимое блюдо?
– Приготовленное супругой.
– Любимая марка автомобиля?
– BMW.
– Любимое занятие жены?
– Хореография.
Или-или
– Кока Кола или Пепси?
– Кока Кола.
– Собирать грибы или ловить рыбу?
– Ловить рыбу.
– Керлинг или бильярд?
– Бильярд.
– Ну, погоди или Том и Джери?
– Том и Джери.
– Челябинский тракторный или Магнитогорский металлургический?
– Магнитогорский металлургический.
– Борщ или солянка?
– Борщ.
– Плов или манты?
– Манты.
– Книга или сериал?
– Сериал.
– Ты сова или жаворонок?
– Жаворонок.
Личное дело
Дмитрий Саюстов
Нападающий. Родился 13 февраля 1988 года в Челябинске. Воспитанник «Мечела». Выпускник школы магнитогорского «Металлурга».
Достижения: бронзовый призер молодежного чемпионата мира (2008), обладатель Кубка Континента КХЛ (2011/12), бронзовый призер чемпионата КХЛ (2011/12), серебряный призер чемпионата КХЛ (2012/13).
Карьера: выступал за «Металлург Мг-2» (2004-2007), «Торпедо» НН (2007-2009), «Торпедо» НН-2 (2008), ЦСКА (2009-2011), «Трактор» (2011-2015), «Мечел» (2013-2015).
В первой лиге – 118 матчей, 73 (29+44) очка.
В КХЛ – 191 матч, 23 (12+11) очка.
В ВХЛ – 72 матча, 42 (21+21) очка.