Треть старшеклассников хронически недосыпают, и почти 80 процентов школьников не могут справиться с нормативами ГТО, так популярными когда-то. Как вернуть движение и спорт в жизнь современных школьников?
Подростки и спорт
«Учеба это твоя работа! – твердим мы подрастающему ребенку каждый день. – Если будешь болтаться по улицам, так и станешь потом эти улицы мести!» Ребенок что-то мотает на ус и перестает ходить по улицам вовсе – каждый третий девятиклассник бывает на воздухе только по дороге в школу и обратно. И ладно бы все остальное время дети прилежно учились!
Основную часть свободного времени старшеклассники проводят у компьютера или телевизора. Подавляющее большинство учеников старших классов (первенство держат ученики престижных лицеев и гимназий с углубленным изучением всего) страдают от недостаточной двигательной активности и рискуют стать молодыми гипертониками.
Что же делать?
Есть простой способ повысить физическую работоспособность подростка на 10–17 процентов. Таких впечатляющих результатов можно добиться, увеличив количество уроков физкультуры с 2 до 4 в неделю. Это уже хорошо, но мало для растущего человека. Необходимо еще хотя бы 4–5 часов физических нагрузок в неделю. Секция, бассейн, спортзал и самостоятельные занятия дома тоже подойдут.
Если к этому прибавить, что хронически недосыпает примерно треть старшеклассников, просиживая при этом у мониторов своих компьютеров больше трех часов в день, картина получается весьма и весьма. Нет, вы прямо сейчас тоже сидите у компьютера, и, видимо, проведете так все время до конца рабочего дня. Но вряд ли это помогает чувствовать себя хорошо и бодро – скорее, вегетососудистая дистония беспокоит. То же и у подростков.
Личный пример
Ну и как оторвать великовозрастного ребенка от дивана и поставить на лыжи? Лучше всего, конечно, действовать прямо с младенчества – выкатить новорожденного в коляске на свежий воздух обычно проще, чем отправить на прогулку (а не в прокуренный компьютерный клуб) подрощенного сына, мучимого прыщами и комплексами.
Надо сказать, если вы по приходу с работы сразу оседаете у телевизора и засиживаетесь до рассвета в социальных сетях, вспоминая бурную молодость с бывшими одноклассниками, повлиять на своего подростка будет сложно. Он виртуозно ввернет: «А сам-то?» – и будет прав. Поэтому, не забывая показывать личный пример, нужно сосредоточиться на том, что важно для старшеклассников.
Главное – общение
Общение со сверстниками, статус в компании для подростков намного важнее учебы. Попробуйте сыграть на этом – успешные в каком-то виде спорта ребята более популярны, а хорошая осанка, стройные ноги, крепкие мышцы также добавляют очков в подростковой табели о рангах.
К тому же многие подростки зациклены на «я толстая и никто со мной не хочет дружить» и «я тощий и мелкий, и поэтому меня считают слабаком». Аргументы «зато ты умный» и «ты не толстая!», даже если они правдивы, совсем не утешают. А вот конструктивный выход – бассейн или велосипед для худеющей барышни и тощего юноши – намного эффективнее. Опять же, результаты быстро станут видны и самому подростку.
Можно подписать на плавание, аэробику, бег по утрам, велосипедные прогулки не только своего ребенка, но и его друзей-приятелей. В компании заниматься веселее, можно посоревноваться между собой и не давать друг другу отлынивать. Если приятелей на горизонте не наблюдается, то завести их в спортзале, секции исторического фехтования или конного спорта более вероятно, чем сидя дома у телевизора.
Не полагайтесь на школу
Уроки физкультуры в общеобразовательной школе – это низкий уровень физической активности. С гиподинамией знакомы до 75 процентов старшеклассников, в большей мере девочек. Физкультура воспринимаются подростками как некая повинность, которой хочется избежать всеми силами.
Уверенность в себе
Подростки весьма склонны мериться достижениями. В ваших силах сделать так, чтобы ваши дети мерились реальными успехами: тем, что могут сесть на шпагат и проплыть два километра, сходили летом в конный поход или обошли пешком весь Крым, освоили велосипедные трюки или могут блеснуть знанием всех латиноамериканских танцев, а не сериалов.
То, о чем подростку говорить не обязательно
Такие ценности, как здоровье и нормальное давление, обычно неочевидны для тех, кто пока проблем из-за изменения давления не ощущает. Также аргумент «лучше умереть в 92 года, занимаясь серфингом, чем в 45 от инсульта» почти не произведет впечатления на тех, кто считает 30-летних стариками и руководствуется принципом «я решил жить вечно, пока все идет нормально».
На самом деле, не так уж важно, во имя чего ваш подросток будет регулярно двигаться – ради стройных ног, внимания самой красивой девочки в школе или рекорда района в беге на 100 метров. Главное – результат. И подросток с этим тоже согласится.
К тому же вы-то знаете, что умеренные, но регулярные физические нагрузки дают следующий эффект:
- уменьшают депрессию и уровень тревожности,
- повышают самооценку и стрессоустойчивость,
- влияют на иммунитет – простуды и вирусы цепляются к подвижным людям реже,
- снижают риск развития диабета, атеросклероза и ожирения,
- формируют нормально развитую мускулатуру.