Инструктор-методист ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва» по Приморскому краю» Александра Тазиева в интервью «К» рассказала про масштабные преобразования в области воспитания будущих чемпионов.
- Александра Николаевна, почему нужна модернизация системы подготовки спортивного резерва?
- Это одно из приоритетных направлений государственной политики проводимой Министерством спорта Российской Федерации совместно с субъектами Российской Федерации. Модернизация системы подготовки спортивного назрела, когда советская система практически исчерпала себя. Первые предпосылки отрицательной тенденции.
Физкультурно-спортивные организации, которые существуют в настоящее время, должны быть приведены к одному знаменателю. Четко определено, что такое «детско-юношеская спортивная школа», «спортивная школа», «спортивная школа олимпийского резерва», «центр спортивной подготовки» и «центр олимпийской подготовки». В настоящее время по всем видам спорта утверждены федеральные стандарты спортивной подготовки, которые в том числе, и предусматривают стоимость подготовки спортсмена на каждом этапе – от начального и заканчивая высшим спортивным мастерством.
В целом, модернизация преследует цель выделить спорт в самостоятельную отрасль, увеличить ее финансирование, и так сказать легализировать спортивную подготовку. Потому, как в настоящее время мы сталкиваемся с проблемой, когда под видом дополнительного образования, тренеры реализуют программы спортивной подготовки, разработанные в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта.
- Как проходит формирование сети организаций в ведомстве физкультуры и спорта, соответствующих требованиям федеральных стандартов?
- Для этого мы, в частности, проводим работу по преобразованию муниципальных ДЮСШ и различных спортивных центров в спортивные школы, где ведется реализация программ спортивной подготовки в соответствии с федеральными стандартами. Сейчас спортивных школ в крае девять. По одной - во Владивостоке и поселке Ольга, три - в Дальнегорске, четыре - в Арсеньеве. К концу года в краевом центре появится еще четыре спортивные школы.
- Какая разница для ребенка, в учреждениях какого типа заниматься? Не происходит ли просто смена вывески?
- Фактические затраты на спортивную подготовку спортсменов в ДЮСШ региона составляют 6,12% от нормативной потребности. Как правило, их финансируют по остаточному принципу, денег едва хватает на оплату коммунальных услуг и зарплату тренеров. Материально-техническое обеспечение школ, учебно-спортивная работа осуществляется за счет сборов с родителей, спонсоров, платных услуг. Поэтому мы и ведем работу именно с теми организациями, которые потенциально смогли бы перейти в организации спортивной подготовки.
В учреждениях новой формации ситуация кардинально отличается. Есть перечень поручений президента, который дан по итогам заседания Совета при президенте по развитию физической культуры и спорта в мае 2017 года. На нем была обозначена необходимость обеспечить финансирование спортивных школ в полном объеме в соответствии с требованиями федеральных стандартов. Постепенно мы двигаемся в этом направлении, достигая индикативных показателей.
Наша задача – перевести организации из системы дополнительного образования в организации спортивной подготовки, тем самым обеспечить спортсменов материально-технически, увеличить финансирование, в том числе по оплате выездов на соревнования и тренировочные сборы, повысить заработную плату тренеров.
Ассигнования растут – результаты спортсменов становятся лучше, и связь тут прямая. Чтобы процесс подготовки шел поступательно, нужны квалифицированные и мотивированные тренеры, новый спортинвентарь, и, что очень важно, с учетом нашей удаленности от центральной части страны – средства для перелетов приморских спортсменов на соревнования. Звания и награды даются за победы.
К примеру, в 2018 году из краевого и федерального бюджетов Краевой спортивной школе на реализацию государственного задания на подготовку спортивного резерва выделено более 6 млн. рублей. Столько же планируется выделить до конца года на приобретение инвентаря, повышение квалификации тренерских кадров, выезд спортсменов на российские и международные соревнования. Соответственно, улучшились результаты, медалей стало больше, количество членов сборных команд России возросло.
И как результат, в августе этого года мы подали документы в комиссию Минспорта России по включению учреждения в перечень с наименованием «Олимпийский». Краевая школа отбор прошла. В свою очередь, это увеличивает шансы на получение больших преференций из федерального бюджета.
- Какие возможности дает преобразование учреждения дополнительного образования в спортивную школу?
- Всего в Приморье 66 организаций физкультурно-спортивной направленности, участвующих в подготовке спортивного резерва. 20 относится к ведомству физкультуры и спорта, 41 – к образованию, 5 – частных.
Физкультурно-спортивные организации ведут подготовку, согласно федеральным стандартам, занимаются конкретно тренировочным процессом. В то время как образовательная система направлена на гармоническое развитие личности, приобщение к спорту и здоровому образу жизни. Задачи - разные. Система образования выявляет одаренных детей. И если в этом учреждении ребенок показывает высокие результаты: является членом сборной, участвует в соревнованиях, его можно (а, по–хорошему, даже нужно) зачислить в организацию спортивной подготовки и вести дальше к спортивным званиям и медалям.
В настоящее время в крае в учреждениях допобразования спортивной направленности обучается 27 тысяч ребят (это в 2,5 раза больше, чем число спортсменов в учреждениях спортивной подготовки), среди них есть весьма перспективные дети, выступающие за сборные края.
Что произойдет, если на определенном этапе этих детей не передать в систему физкультуры и спорта? В ДЮСШ их просто не смогут обеспечить полноценным тренировочным процессом, участием в спортивных мероприятиях, где идет отбор в сборные команды. Здесь дети проходят этапы подготовки от начального до совершенствования спортивного мастерства. В скором времени этапы планируется отменить и ввести уровни. Напротив, в организациях спортивной подготовки идет полноценный тренировочный процесс - от начального до высшего спортивного мастерства.
При этом в ДЮСШ можно заниматься только до 18 лет, а в спортивные организации зачисляются спортсмены любого возраста, стабильно показывающие результаты. Например, может тренироваться успешный легкоатлет, которому 20 или 35 лет.
Модернизация проводится в связке спорта и дополнительного образования. При этом, «оголить» систему образования намерения нет, в спортшколы отбираются только организации, отвечающие определенным критериям. Мы оцениваем потенциал каждой ДЮСШ по критериям наличия материально-технической базы, членов сборных команд края и России, количеству разрядников – от первого до мастеров спорта, наличию квалифицированных тренеров. И только потом ряду учреждений дополнительного образования рекомендуется осуществить переход.
- Между тем, пока учреждения дополнительного образования не всегда охотно идут на модернизацию?
- К началу следующего года две ДЮСШ в Артеме и две в Спасске-Дальнем перейдут из системы образования и станут спортивными школами. Будет создан порядок поддержки этих организаций на краевом уровне. С некоторыми другими учреждениями ведутся длительные переговоры. Проблема в том, что сложно перестроить ментальность, которая складывалась десятилетиями. Не все понимают, в чем преимущества модернизации. Люди считают: «занимаемся одним и тем же, зачем нам переходить?». Впрочем, главное, существенные сдвиги в этом направлении в Приморском крае уже есть.
К тому же, изменения происходят и «сверху». Если до нынешнего года базовыми видами спорта для региона являлись бадминтон, тяжелая атлетика, парусный спорт, гребля на байдарках и каноэ, тхэквондо, то теперь к таковым относятся также легкая атлетика, бейсбол, бокс и футбол. Соответствующие организации Приморья имеют шанс увидеть своих воспитанников в олимпийских сборных, растет уровень поддержки.
На сегодняшний день федеральная субсидия по адресной поддержке по базовым видам спорта в сумме 10 млн рублей предоставляется Краевой спортивной школе и Центру спортивной подготовки – Школе высшего спортивного мастерства. Со следующего года мы планируем расширить перечень получателей субсидий, включив в него муниципальные спортивные школы. Чем шире будет сеть организаций спортивной подготовки, тем больше возможность увеличить федеральную субсидию.
- Как связана модернизация спорта с сертификатами в системе дополнительного образования?
- В скором времени для обучения в учреждениях дополнительного образования по всей России будет введена персонифицированная система финансирования дополнительного образования детей. Ребенок сможет заниматься по четырем направлениям: спорт, искусство, робототехника, изучение природы. Либо на выбор чем-нибудь одним, либо сразу в нескольких секциях и кружках. Оплачивать занятия будет государство. Нововведение поможет выбрать ребенку направление по душе. Надеемся, что благодаря сертификатам заниматься в образовательных спортивных учреждениях будет больше детей, которые затем придут в большой спорт.
- Большая проблема всех дальневосточных регионов – отток спортсменов в центральную часть страны. Как она разрешается в ходе модернизации?
- Действительно, одна из целей – закрепить спортсменов здесь, обеспечить материально. Хороших спортсменов немало, Приморье ими славится. Но зачастую эти люди, достигнув высоких результатов, нас покидают. Стараемся стимулировать их остаться здесь. В Приморье действуют меры поддержки и премирования победителей и призеров по итогам выступлений на всероссийских, международных соревнованиях, Олимпийских играх. Кроме того, ведется работа по обеспечению тренеров социальными льготами и гарантиями, которые сейчас есть у педагогов дополнительного образования (субсидии на оплату коммунальных услуг в сельской местности и другие). Также проводим различные семинары, совещания, курсы повышения квалификации с руководителями и тренерами физкультурно-спортивных организаций, и, конечно, с представителями органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта.