На летном поле арсеньевской авиакомпании «Прогресс» соревнуются школьники и взрослые, запуская в небо копии самолетов и планеров. Чемпионат Дальневосточного федерального округа здесь проводят в тринадцатый раз, и, несмотря на санкции Запада, техническое направление в Приморье по-прежнему развивается в ногу со временем.
Летное поле - настоящее, самолеты и планеры - тоже, только они в уменьшенных размерах. Но фигуры высшего пилотажа показывают не хуже оригиналов и даже шустрее. Все-таки модели. Тринадцатый чемпионат Дальнего Востока не смотря на грозную нумерологию собрал участников не меньше, чем в прошлом году. Есть пилоты из Сахалинской области, из Хабаровского края. Виктор Мандрика многократный чемпион России в этом году не выступает, зато своих воспитанников из арсеньевской станции юных техников привел практически всех.
Виктор Мандрика, организатор соревнований, многократный чемпион и обладатель Кубка России, начальник отдела технического творчества центра по внешкольной работе: «Мы с целью привлечения большего числа участников, ориентир больше на детей делаем. Разработали упрощенные пилотажные комплексы, где могут участвовать и спортсмены, и взрослые и выполнять простейшие фигуры, но они составляют классику пилотажа».
Арсеньевская авиакомпания «Прогресс» входит в Союза машиностроителей России - генеральный спонсор чемпионата который год. И это неудивительно. Откуда приходят на завод будущие конструкторы и технологи? Из клубов авиамоделистов.
Иван Быков, главный инженер авиакомпании «Прогресс», член Союза машиностроителей России: «Замечательная погода, в небе масса летательных аппаратов. Я хотел бы, чтобы Арсеньев был всегда летающим городом. Чтобы вы всегда приезжали к нам, кто приехал из других городов. Помните, какой аэроклуб был в Арсеньеве. Я думаю, мы это еще дождемся».
Практически все модели участники изготавливают собственными руками. Николай Красюков из Черниговки. В прошлый раз удивил всех огромной в три метра копией итальянского самолета. В этот раз поднял в небо спортивный самолет российского аналога - ЯК-54.
Николай Красюков, участник показательных выступлений: «У него размах - 4 на 4 метра. Двигатель стоит 18 лошадиных сил. 170 см кубических - объем. По весу получился как трехметровый, 23 кг. Очень летучий, садиться не хочет».
Авиамодельный спорт развивается семимильными шагами. И материалы идут прочные, легкие, и радиоустройства, все менее подверженные помехам, и аккумуляторы с моторчиками - все мощнее. Всё импортного производства.
Андрей Кузнецов, главный судья соревнований: «Прогресс вообще и в авиамоделизме, в частности, прекратить невозможно никакими санкциями и межгосударственными отношениями. Это очень объективная вещь, и на нее повлиять извне невозможно».
В этом чемпионате Дальнего Востока не выступали пилоты копий вертолетов. Но этот класс радиоуправляемых летательных аппаратов все больше набирает популярность. То, что геликоптеры выделывают в воздухе, не только исполнить, но и вообразить повторить на настоящем вертолете невозможно.