Поломанные велосипеды стали произведением искусства. Во Владивостоке строят «Велогород» своими руками. А параллельно в рамках проекта рассказывают об истории двухколесных. Как на соседних площадках умещаются прошлое и настоящее, и могут ли о городе рассказать обычные велосипеды?
- Здравствуйте. Я приглашаю вас на выставку "Владивосток велосипедный".
За музейным порогом чувствуется запах машинного масла, как в гараже; здесь — настоящий велогород из прошлого. Это только кажется, что история велосипедов во Владивостоке зарождается сейчас, подмечает экскурсовод Светлана Воронина. Но впервые о двухколесных упоминается ещё в конце 19 века... Они были на прилавках торгового дома «Кунста и Альберса». Незавидная новинка для города сопок с молотка уходила с трудом. Первые велосипеды до нашего времени «докатиться» не смогли.
Светлана Воронина, директор Музея города (МВЦ музея им. Арсеньева): «Поэтому самый ранний экспонат, который вы можете здесь увидеть, вот этот мотоцикл «Вандерер» - среднее звено между велосипедом и мотоциклом. У него был мотор и педали. Могли ездить на нем и так, и этак».
«Вандерер» — это немецкая фирма. Впрочем, велосипеды во Владивосток на продажу везли с Запада. Здесь их не производили, в то время как приморцы уже вовсю планету огибали на двухколесных. К примеру, в 30-х прославился своим трехлетним путешествием известный гонщик Травин.
Светлана Воронина, директор Музея города (МВЦ музея им. Арсеньева): «К сожалению, это не велосипед Травина, но он мог быть таковым, потому что велосипед 30-х годов пережил долгую интересную историю, которую мог бы рассказать, если б умел разговаривать».
В советские годы, когда мода на велосипеды достигла пика, отправляется в кругосветку через северный полюс Павел Конюхов. Это наш современник и, кстати, брат знаменитого путешественника Фёдора Конюхова. Музею он передал самое ценное из своей коллекции — экипировку, которая спасала его от бешенных холодов.
Светлана Воронина, директор Музея города (МВЦ музея им. Арсеньева): «От мороза защиты для лица не было. Это обычная хоккейная маска, которая утеплена войлоком».
А это уже телепорт из прошлого в реальные дни. На заднем музейном дворике велосипеды нашего времени. Точнее их детали. Вячеслав Пода — организатор инсталляции «Строим Велогород». По сценарию проекта неравнодушные жители в разобранном виде приносят железных друзей, металлические запчасти красят и вешают на стену в упорядоченном хаосе. В результате — получается произведение искусства.
Вячеслав Пода, администратор Музея города, участник проекта «Велогород»: «Сейчас подошли новые детали, и я предлагаю добавить позитива в нашу инсталляцию... Чтобы нам с этим сделать? Сейчас я попробую себя в роли дизайнера. Я сделаю такие вот глаза.. Вот у нас один глаз, и вот второй. Цепь станет красивой улыбочкой. А теперь вы можете написать от себя что-нибудь на этой вело-инсталляции!»
- Хорошо. «Здесь были «Вести: Приморье». Улыбайтесь чаще!»
Последовали нашему примеру и заграничные гости...
Бок о бок с нами собственной персоной Наталья Власова, чемпионка мира по велогонкам в 1999 году и её супруг Даниель Лучино из Италии. Они во Владивостоке мимоходом, гостят у родственников, но уже подмечают, что в крае есть велопотенциал.
Надежда Власова, заслуженный мастер спорта по велогонкам, чемпионка мира 1999 года и шестикратная чемпионка России по велоспорту: «Здесь можно сделать хорошую базу и проводить сборы для спортсменов. Сейчас ехали из Артёма и увидела велосипедистов. Мне очень понравилось, как все экипированы».
Тем временем на инсталляции, кроме улыбки, появились и другие фрагменты — рога для фотоснимков, голубая звездочка, даже гоночный мини-аттракцион. В конце проекта организаторы обещают не выкидывать формы, а сделают из них арт-объект. Чтобы и через год, и через 10 лет горожане и приезжие продолжали замечать: велосипеды приморской столице к лицу.