Известный приморский спортсмен, выпускник МГУ имени Г.И. Невельского - Иван Штыль, в 26 лет бронзовый призер Олимпийских игр по гребле, рассказал о социальной ответственности спортсмена и о роли общества в возрождении спорта.
– Почему вы связали свою судьбу с греблей?– Я родился в Комсомольске-на-Амуре, где гребной спорт имеет богатые традиции, и по сей день пользуется большой популярностью и авторитетом. С 9 лет меня отдали заниматься греблей к известному тренеру Семену Георгиевичу Бралу. Это очень талантливый человек, который умеет заинтересовать ребенка, привить ему любовь к спорту и вкус к победам, но главное его достоинство в том, что он воспитывает в молодом спортсмене цивилизованную личность, которая уважает других и имеет разносторонние интересы.
– В чем состоит удовольствие от занятий спортом?– В победах над собой. Как нас учил тренер, – ничего просто так не дается, все приходит через напряжение. Профессионализм в спорте – это стабильность. Для этого надо быть сильным психологически. Этому и служат постоянные тренировки, когда ты пересиливаешь себя, совершенствуешь психику, закаляешь характер.
– Нельзя же постоянно напрягаться?– Спортсмен должен уметь приспосабливаться к разным режимам. Монотонная работа ухудшает результат. Также многое зависит от индивидуальных качеств спортсмена. Кому-то надо перед соревнованиями побыть одному, собраться, а кому-то наоборот нужны эмоции, общение с друзьями.
– Когда пришло понимание того, что гребля - это спорт, которым стоит заниматься профессионально?– Это было после победы в соревнованиях «Быстрые вёсла». Десять лет назад. Меня пригласили в училище олимпийского резерва. Спустя два года, я уже тренировался в российской сборной с уверенностью, что у меня есть возможность заявить о себе в большом спорте.
– Чем гребля отличается от других видов спорта?– Особенность в том, что для подготовки гребца нужно заниматься сразу несколькими видами: тяжелой и легкой атлетикой, единоборствами, плаванием, игровыми и зимними видами спорта. Каждый из них развивает определенные навыки, необходимые для гребли. К примеру, лыжи в условиях разреженного воздуха тренируют мышечную выносливость. Как и плавание. Единоборства – координацию и гибкость. Тяжелая атлетика – мышечный каркас и т.д. Ни один футболист не может так результативно плавать или ходить на лыжах как хороший гребец.
– Спортсмен должен быть умным?– Скорее мудрым. Умный – это тот, кто знает. Мудрый – тот, кто правильно применяет знания.
– Можно ли разбогатеть на гребле?– Сомневаюсь. В отличие от футбола или хоккея гребля – некоммерческий вид спорта. Даже если спортсмен достигает олимпийского уровня.
– До Лондона вы выступали в разных странах. Чем вам запомнились Олимпийские игры?– Думаю, с Олимпиадой никакие соревнования не сравнятся. Потому что – это не просто чемпионат, а всемирный праздник. Я ощутил, как Олимпиада сплачивает людей во всем мире, нейтрализует негативные мысли, заражает здоровой атмосферой. Если вспомнить историю Олимпийских игр, эта идея и была в основе: когда шла олимпиада, войны прекращались. В то же время для спортсменов – это не только праздник. Помимо физических перегрузок это всегда сильное психологическое давление. Ты должен оправдать ожидания болельщиков. Моими противниками были известные спортсмены. Вставая на старт, я чувствовал, что выбора мне не предоставлено. Я был единственным спортсменом на олимпиаде с Дальнего Востока России. Все ждали от меня победы. Я справился благодаря поддержке болельщиков – и знакомых, и земляков, и тех, кто сидел на трибунах во время гонок. На счет самых ярких впечатлений, то, пожалуй, самое яркое – это небывалое количество болельщиков. До 10 тысяч на каждой трибуне. Это большой эффект. Был момент, когда один спортсмен из Африки переволновался и неудачно встал в ловушку на старте. Дружный хор трибун его приободрил, хотя до этого момента вряд ли большинство из купивших билеты задумывалось о его далекой родине.
– Чувствуете себя звездой?– Думаю, мой результат – это заслуга большого количества людей, начиная с моих родителей. Они меня всегда поддерживали и я этой поддержкой очень дорожу. Когда я начинал, они работали на заводе, и, не имея достаточно средств, нашли спонсора на покупку моей первой лодки. Я благодарен своим тренерам. А также преподавателям Морского университета, которые всегда с пониманием относились к моему плотному спортивному графику.
– В чем заключается секрет мастерства спортсмена?– Секрет тут на мой взгляд один – в трудолюбии. Нужно уметь отдавать себя. Не бояться трудностей. Когда я начинал заниматься в гребной секции, приходилось ездить на тренировки на двух автобусах. Час туда, час обратно. При этом совмещать спорт с учебой. Труд в спорте подразумевает умение жертвовать важным (своей личной жизнью, временем, желаниями) ради более важного. Это не всегда приятно.
– Здоровье тоже приходится приносить в жертву?– Да. Когда простому человеку тяжело, он останавливается. Спортсмен нацелен на результат. Он постоянно занимается тем, что расширяет границы своих возможностей. И, выкладываясь на соревнованиях, всегда рискует. Так устроен спорт: выигрывает тот, кто научился переступать через себя, а не тот, кто пасует перед трудностями. На Олимпиаде я выступал с травмой. Теперь хочу взять тайм-аут. Но это не значит, что я собираюсь уйти из спорта. У меня еще много амбиций. Но нужно время, чтобы восстановиться.
– Чем планируете заниматься дальше?– Делиться опытом. Передавать знания о спорте. Я считаю, настоящий мастер, каким бы он ни был знаменитым, не имеет права быть вне общества. Он должен всегда оставаться человеком. Доброжелательным и отзывчивым. Думать о будущем. Делать жизнь вокруг лучше.
– Каким образом?– После успеха на Олимпиаде у меня появилась возможность выступить в роли посредника между обществом и властью в Приморье. Я был в числе спортсменов, которые во время саммита АТЭС-2012 встречались с президентом России. Мы увидели понимание того, что в городе нужно создавать условия для общедоступного занятия спортом. Это не только мировой тренд. Это одна из основ стратегии развития здорового государства. Есть несколько конкретных проектов о том, как сделать спортивный образ жизни общедоступным во Владивостоке и Приморском крае. В первую очередь в черте города нужно создать благоустроенные беговые дорожки. Есть конкретные проекты по развитию гребного спорта, в том числе на острове Русский. Сейчас я занимаюсь тем, что вместе с коллегами встречаюсь с городскими и краевыми чиновниками. Во многих случаях от властей не надо денег. Достаточно получить разрешение.
– Как гребля чувствует себя в современном мире?– Набирает обороты. Традиционно фаворитами спорта были несколько стран: Германия, Венгрия, Россия, Испания, Канада, Великобритания, Румыния, Китай. А сегодня к ним добавились новые государства. Спорт становится более массовым. Приятно осознавать, что после периода спада, спорт возрождается в России. За несколько лет произошли значительные изменения: были реконструированы или построены новые гребные базы в Казани, Москве, Петербурге, Краснодаре.
– Как на этом фоне выглядит Владивосток?– У Владивостока есть свои традиции и большой потенциал, который, при определенной воле властей можно реализовать. Здесь есть гребная школа, которая, кстати, одна из немногих работает бесплатно. Есть спортивная база в поселке Лозовый, которой нужен ремонт. Есть озеро Чан, идеальное место для начинающих, и акватория бухты Федорова, в которой мы занимаемся. Ежегодно у нас проходят соревнования. Подрастает новое поколение спортсменов. Но до идеала еще далеко.
– Насколько?– Для того, чтобы гребной спорт у нас вышел на мировой уровень, нужна система подготовки, включающая две основные вещи: материальную базу и тренерский состав, которые могли бы обеспечить занятия спортом и детей, и профессионалов. Когда-то во Владивостоке было несколько спортивных обществ, плюс Школа высшего спортивного мастерства. Массовость – залог результативности. Нужно развивать клубы, которые существуют за счет негосударственного финансирования. Пример у нас уже есть, это спортивный клуб по гребле на лодках-драконах «Тигры Владивостока», участники которого активно занимаются и выезжают на соревнования. Отдельная тема – это база для развития гребного спорта на о. Русский. Мы предлагаем использовать потенциал ДВФУ и создать на острове спортивную инфраструктуру, с гребным каналом, спортивными комплексами. Для жителей города и студентов. Университет, как и многие вузы за рубежом, мог бы иметь свою гребную команду. Отдельный проект – это достройка мола в бухте Федорова, которую можно оборудовать для проведения международных соревнований. После Олимпиады я понял, что хорошо жить не там, где люди хорошие, а там, где они неравнодушны к месту, где они живут.
– Какое ощущение осталось у вас после общения с чиновниками?– Позитивное. Несмотря на наличие разного рода проблем, мне кажется, все получится. Важная вещь, которую мне хотелось бы донести до людей, это то, что в этой истории с возрождением спорта основную роль играют не чиновники (большинство из которых от спорта далеки и вряд ли смогут подтянуться на перекладине), а простые люди, горожане. Без желания населения ничего не произойдет. У людей много возможностей.
– Какие, например?– Надо начинать с себя. Пусть вокруг не будет ни стадионов, ни спорткомплексов, никто не может запретить человеку бегать по утрам. Если по Набережной Владивостока начнут бегать не два-три человека, а тысяча, тогда у власти не будет выбора: финансировать или не финансировать спортивные программы.