Сильнейшие шахматисты Приморья, собравшиеся в декабре прошлого года в молодежном центре ДВГТУ, что в Аксаковском переулке неподалеку от фуникулера, напрасно ждали открытия краевого чемпионата. Организаторы турнира из приморской шахматной федерации посчитали, что полтора десятка спортсменов из Владивостока – недостаточно представительный состав для главного официального состязания в регионе. Несмотря на то, что на проведение чемпионата из краевого бюджета было выделено почти 110 тысяч рублей, призовой фонд показался функционерам недостаточным. В результате ведущие мастера впервые за многие годы фактически оказались лишены возможности включиться в борьбу за участие в первенствах Дальневосточного федерального округа, а при успешном выступлении там, и в финале первенства Российской Федерации. Этот казус стал последней каплей в чаше терпения приморских шахматистов, которые теперь добиваются отставки президента федерации Вячеслава Цинцадзе и создания новой структуры во главе с молодыми энергичными специалистами.
Имя отставного полковника Вячеслава Цинцадзе стало широко известно в российских шахматных кругах в начале 90-х годов. В то время, которое уже принято называть «лихим», мало кого волновали проблемы спорта вообще, и шахмат в частности. Однако, именно тогда любящий шахматы Цинцадзе, с присущей ему энергией, организовал во Владивостоке целый ряд серьезных турниров с по-настоящему звездным составом. За черно-белые доски в доме офицеров флота садились тогда гроссмейстеры Андрей Харлов, Валерий Чехов, Юрий Балашов, Владимир Савон, Виорел Бологан и многие другие. С удовольствием выступал в приморской столице даже великий Евгений Свешников, чьим именем названа целая система в Сицилианской защите, которую до сих пор охотно применяет вся мировая элита.
Но главное даже не это. Рядом с выдающимися гроссмейстерами не без успеха сражались совсем еще молодые тогда Сергей Кравцов, Николай Корнюшин, Виталий Бачин и Дмитрий Бацанин. «Мы все выросли на этих турнирах, - вспоминает международный мастер Кравцов. – Я впервые тогда осознал себя сильным игроком, который может не испытывать пиетета перед носителями высшего шахматного звания. Конечно, у них было чему поучиться, но ощущения, что к нам приехали боги у нас не возникало».
Примерно в то же время расцвел и талант Дмитрия Бацанина. В чемпионате мира среди мальчиков до 12-ти лет, который проходил в 1995 году в бразильском Сан Лоренцо, он финишировал третьим, оставив позади известных ныне гроссмейстеров китайца Ни Хуа, индийца Сурия Гангулы, англичанина Майкла Ройза. Только досадная просрочка времени на 38-м ходу в партии с одним из лидеров французских шахмат Этьеном Бакро помешала нашему земляку стать чемпионом.
Спустя восемь лет после достижения Бацанина не менее крупного успеха добился другой молодой приморский спортсмен Виталий Бачин из Артема. В 2003 году в Ессентуках он буквально разорвал молодежный чемпионат страны среди юношей, чей возраст не превышал 20-ти лет. Позади остались ставшие впоследствии гроссмейстерами Евгений Томашевский, Павел Малетин, Дмитрий Кряквин, Игорь Курносов и еще несколько десятков лучших молодых мастеров России.
Развить эти успехи никому из юных приморских игроков так и не довелось. Увы, вряд ли кому-нибудь из них удастся достичь гроссмейстерского титула, повторив тем самым достижение владивостокца Александра Зайцева. Он, ставший обладателем высшего шахматного звания в 60-х годах прошлого века, до сих пор остается единственным гроссмейстером на Дальнем Востоке. Спортивные результаты приморских игроков снижаются, а шахматы, по мнению профессора Дальневосточного федерального университета, известного в Приморье шахматиста Павла Корнюшина, теряют популярность в регионе. Упрекают в этом Вячеслава Цинцадзе. «Теперь он больше любит не шахматы, а себя в них», - говорит Корнюшин.
Речь, очевидно, идет о возможности зарабатывать на проведении шахматных соревнований даже на региональном уровне. Трудно спорить с тем, что организаторы турниров, привлекающие к игре десятки любителей шахмат, заслуживают вознаграждения за эту действительно большую и непростую работу. Но именно коммерческая сторона вопроса вызывает у приморских шахматистов больше всего претензий к Вячеславу Цинцадзе. Иногда речь идет даже об откровенных махинациях. Очередной скандал разразился после прошлогоднего турнира памяти Александра Зайцева.
Павел Корнюшин, чья принципиальность ни у кого не вызывает сомнений, обратил внимание на таинственное исчезновение 30-ти процентов призового фонда, заявленного в этих соревнованиях. Мемориал Зайцева традиционно проводится в молодежном центре ДВГТУ под руководством Цинцадзе, причем его участники не платят стартовых взносов. Средства на призы победителям выделяются за счет спонсорских средств. В декабре прошлого года призовой фонд учредили в размере 50-ти тысяч рублей, но в конвертах у тех, кто попал в первую шестерку, оказалось на 15 тысяч рублей меньше. «Особенно горько, когда такое происходит на глазах у детей», - написал Корнюшин в одной из краевых газет.
Заявление по этому поводу профессор университета направил в краевую прокуратуру, но хода документу тогда не дали. После проведенной проверки юристов удовлетворила версия о том, что в положении о проведении соревнований была допущена опечатка, а призовой фонд на самом деле был меньше. Сейчас установить истину уже невозможно, но осадок, как говорится, остался.
Другой инцидент, ставший объектом внимания правоохранительных органов, был связан с так и не состоявшимся чемпионатом края среди мужчин и женщин. Турнир, который так и не был проведен, тем не менее, был в полном объеме профинансирован из средств краевого бюджета. Судьба казенных 109 тысяч 144 рублей 52 копеек осталась бы неизвестной, если бы не очередное обращение в прокуратуру. Сумму, перечисленную за несуществующий чемпионат пришлось вернуть. За административное правонарушение, выраженное в нецелевом использование средств, чуть не был наказан начальник краевого управления по физкультуре и спорту Алексей Колесников, которому пришлось, оправдываясь, пережить немало неприятных минут. Вячеслав Цинцадзе и здесь сумел выйти сухим из воды.
Однако, далеко не всегда шахматные соревнования в полном объеме и вовремя финансируются за счет спонсорских или бюджетных денег. Тогда приходится собирать деньги с самих участников. Система турнирных взносов принята в соревнованиях почти во всех регионах России. Они, в частности, позволяют формировать достойный призовой фонд в турнирах краевого и областного уровня. Но когда деньги организаторы собирают у участников детских и юношеских состязаний, расходование этих средств требует особой щепетильности. Из ряда вон выходящая ситуация возникла на последнем краевом чемпионате среди шахматистов в возрасте до 18-ти и до 20-ти лет. При стартовом взносе в 500 рублей, первый приз составил всего 300. Формально ничего не нарушено. Унижение сильнейших молодых спортсменов региона с точки зрения буквы закона правонарушением не является.
Терпение шахматистов лопнуло нынешним летом, когда при поддержке сильнейших приморских игроков, тренеров и судей была создана региональная общественная организация «Федерация шахмат Приморского края». Возглавил ее Павел Корнюшин, пользующийся непререкаемым авторитетом среди шахматистов края. В президиум вошли заместитель президента владивостокской шахматной федерации Андрей Степанов, тренеры Ахмат Мусаев и Андрей Щукин, международный мастер Анатолий Бабий, организатор шахматных соревнований среди инвалидов Федор Кошелап, а также предприниматель Сергей Бирюков, благодаря которому шахматы в крае регулярно получают спонсорскую поддержку.
Эти люди уже в течение пяти лет ежегодно проводят в Приморье более двух десятков соревнований различного уровня. Благодаря их участию на шахматной карте России появился престижный фестиваль «Город у моря», собирающий сильнейших игроков Дальнего Востока, оценивших уровень состязаний и гостеприимство организаторов. Письмо в Российскую шахматную федерацию с просьбой согласовать аккредитацию новой общественной организации, подписали более 150-ти спортсменов самого различного уровня: от любителей до международных мастеров почти из всех уголков Приморского края.
Смириться с этим Вячеслав Цинцадзе не захотел. Ведь только аккредитованные в приморском управлении по физкультуре и спорту спортивные организации получают право проводить официальные краевые соревнования и рассчитывать на их бюджетное финансирование. Поэтому уже 10-го июня он собрал четверых своих сторонников и инициировал принятие устава альтернативной краевой шахматной федерации.
О том, в какой спешке готовился этот документ, свидетельствуют откровенные ляпы в первой же статье: «Организация является спортивным, добровольным, самоуправляемым общественным объединением, пропагандирующей олимпийский вид спорта художественная гимнастика» (орфография сохранена). Возможно, в этой части устава подразумевалось приписываемое В.И. Ленину высказывание «Шахматы – гимнастика ума». Во всяком случае, данный текст не смутил ни чиновников управления Минюста, ни налоговиков, ни даже специалистов Российской шахматной федерации. Если, конечно, они читали устав, подготовленный Цинцадзе.
В итоге ситуация в приморских шахматах стала напоминать не гимнастику, а профессиональный бокс, где, как известно, мировые первенства разыгрываются сразу по нескольким версиям. Если последние мужской и женский чемпионаты края вообще не были проведены, то юношеских турниров возрастных группах до 8-ми, до 12-ти и до 14-ти лет в нынешнем году состоялось целых два. В соревнованиях, которые были организованы, под руководством Андрея Степанова и его коллег, приняли участие более 160-ти игроков. Другой турнир, проведенный Приморской шахматной федерацией, которую возглавил Вячеслав Цинцадзе, собрал всего 51-го участника. Причем, больше половины из них – воспитанники молодых и амбициозных тренеров Андрея Степанова и Андрея Щукина.
«Федерация под руководством Цинцадзе» проводила всего 3-4 турнира в год, - рассказывает Андрей Степанов. – Причем ни один из них в последние годы не был отправлен на обсчет рейтингов в международную шахматную федерацию, хотя взносы на это регулярно собирались». Вопросами командирования спортсменов края на российские и дальневосточные соревнования, по словам Степанова, зачастую приходилось заниматься самим тренерам и владивостокской шахматной федерации, которую он возглавляет.
«Вопросы проведения детских турниров, судейских и тренерских семинаров также не волновали Вячеслава Цинцадзе, - продолжает Андрей Степанов. – А принципы формирования сборных команд Приморского края для участия в турнирах различного уровня и вовсе остаются для нас тайной за семью печатями». Во Владивостоке ситуацию контролирует городская федерация, но в городах и районах края шахматы умирают. Очевидно, поэтому представители более полутора десятков муниципальных образований и поддержали новую федерацию.
Возможно, в высказываниях оппонентов Вячеслава Цинцадзе эмоции иногда и бьют через край, в то время как сам он в качестве доказательства своей активной работы приводит в пример гроссмейстерскую школу Андрея Харлова. Очередная сессия для юных приморских талантов завершилась на днях. Но эффект от этого мероприятия оценить пока трудно. «Никто не говорит, что проведение таких мероприятий бесполезно, - говорит профессор Павел Корнюшин. - Но мы не знаем учебных планов, тематики лекций, их содержания. Во всяком случае, наши приморские международные мастера могли бы не хуже рассказать о тех или иных дебютных вариантах или, к примеру, технике эндшпиля». Именно такую школу с участием местных специалистов и несравненно меньшими затратами уже второй год подряд практикует владивостокская шахматная федерация.
Сам Вячеслав Цинцадзе неохотно говорит о нынешних проблемах развития популярной и мудрой игры в нашем крае. Он согласился дать интервью автору этого материала, но уже в ходе встречи отказался комментировать ситуацию, заявив, что говорит только не для печати. Не секрет, что он считает основным приоритетом в своей работе развитие спорта высших достижений. Но достижений этих с каждым годом становится все меньше. Во всяком случае, никто пока не смог приблизиться к победам Дмитрия Бацанина и Виталия Бачина. А единственный за последнее время относительно достойный результат на мужском чемпионате России показал в этом году Константин Сек, являющийся воспитанником сахалинской шахматной школы. Приморье он представлял только в течение пяти лет, когда учился в университете.
Сейчас в крае подрастают сразу несколько юных способных игроков, которые могли бы вернуть Приморью спортивную славу. Второе место в Кубке России до 8-ми лет занял юный ученик Андрея Щукина Эльхан Качабеков. Неплохие перспективы есть и у 13-летнего Данила Черникова. Чуть старше Любовь Михайлова, которая также уверенно выступает в состязаниях девушек. Вот только заслуга в этих успехах целиком принадлежит их тренерам.
Сейчас Российская шахматная федерация, во многом благодаря личным знакомствам Вячеслава Цинцадзе, встала на сторону созданной им краевой федерации. Но вряд ли московские функционеры смогут и дальше игнорировать мнение шахматной общественности нашего региона.
Дмитрий Чернов
Шахматная федерация г. Владивостока