Четвертый этап дальневосточного чемпионата по дрифту серии RDS Восток прошел в конце июля на «Приморском кольце». 20 участников из Приморского и Хабаровского краев, а также один пилот с Камчатки вышли на старт двухдневных соревнований.
Погода устроила участникам дополнительные испытания: в первый день квалификационных заездов было облачно, но сухо, а в воскресенье пошел довольно сильный дождь, значительно ухудшивший сцепление с трассой.
Дрифт дает возможность мастерам продемонстрировать силу характера, волю к победе, техническое оснащение автомобиля и мастерство управления им. Пожалуй, именно опыт и мастерство вождения стали важнее технических характеристик авто в определении победителя данных соревнований. Неожиданно для многих Илья Федоров, лидер чемпионата, проиграл в полуфинале Егору Шумилкину. В итоге призовые места распределились следующим образом: первое место на пьедестале почета занял Олег Денисевич, на втором Егор Шумилкин и на третьем Илья Федоров.
Комфорт для спортсменов и зрителей
Соревнования по дрифту проходят в Приморье уже несколько лет и с каждым годом увеличивают ряды поклонников как среди спортсменов и новоявленных пилотов, так и среди зрителей. Отличным подарком для тех и других стало открытие в июне этого года новой трассы для дрифта в районе поселка Угловое. Спортивно-технический комплекс «Приморское кольцо» - это уже совершенно другой уровень организации и проведения соревнований. Разницу почувствовали все и сразу: заасфальтированная с соблюдением всех требований трасса для соревнований, обустроенные палатки для технического персонала – теперь приводить автомобиль в порядок можно, не испытывая неудобств из-за дождя или палящего солнца. И, конечно же, были учтены интересы зрителей – установлены удобные трибуны, в том числе и с VIP-местами, для безопасности поставлены бетонные ограждения, сделаны просторные автопарковки, организованы точки продажи сопутствующей атрибутики и пункты питания. А чего только стоит самолет ТУ-154, превращенный в кафе – дети усиленно тащат туда своих родителей, а те и сами не прочь заглянуть «в самолетик».
Словом, комфортные условия на соревнованиях по дрифту созданы и для пилотов, и для зрителей, чтобы одни могли в полной мере блеснуть своим мастерством, а другие - увидеть и оценить это яркое зрелище.
Фавориты соревнований
Победитель 4-го этапа чемпионата по дрифту серии RDS Восток Олег Денисевич приехал из Дальнегорска. Как рассказал Олег, в его родном городе дрифта нет, однако это не помешало ему за короткое время освоить тонкости управляемого заноса.
- Я начал заниматься четыре года назад, до этого только по телевизору смотрел разные автогонки, «Формулу 1», потом сходил на два этапа соревнований по дрифту здесь, у нас - понравилось. С 2010 года начал выступать сам, не пропустил ни одного этапа, затянуло. Дрифт - очень зрелищный вид спорта. Сейчас уровень у всех поднялся, пилотаж примерно одинаковый и поэтому исход соревнования часто решает случай: у одних сдают нервы, у других техника, а у третьих, наоборот, удача дополняет мастерство. Например, я считаю, что сегодня победил потому, что меня подтолкнул на первое место Шумилкин, хотя он очень сильный соперник. Сегодня я наблюдал за всеми пилотами: очень сильно выступал Александр Булычев, но его подвел мотор, -рассказал Олег. - Моя машина, благодаря помощи двух моих механиков - Евгения Панченко, самого в прошлом дрифтера, и Ильи Селютина, отлично разбирающегося в тонкостях дрифта - ни разу не подвела. Есть желание поехать в Красноярск на дрифт-битву, постараюсь решить финансовый вопрос и попасть туда.
- Дрифт – это шоу, и у каждого пилота должна быть своя культура, образ, индивидуальность, которыми он привлекает поклонников. А у зрителей есть свои фавориты. Мне нравится Илья Федоров из Хабаровска, знаю его лично и, в первую очередь, он мне симпатичен как человек, - поделился Денис Мирошниченко, ведущий программы «ПримрингТВ». – Илья - чемпион прошлого года «РДС Восток», чемпион «Красноярской битвы». Он нашел себя именно в дрифте. Вначале у него не было своей фишки, какой-то изюминки. Но прошло время, и он стал Спанч Бобом* (Sponge Bob с английского переводится как Губка Боб, персонаж одноименного популярного американского мультфильма. - Прим. ред.). Илье нравится Спанч Боб, и он начал это развивать. Другой хабаровский пилот, Антон Дубовик, – Мясник, он едет жестко, в бампер, в дверь. А Илья более куражной, у него более чистая езда и офигенная плавность. Когда он делает перекладку, это просто безумие какое-то: очень плавно, без рывочков – все это оценивается судьями. Д1 – это крутецкая вещь, сейчас все пилоты выкладываются. Дрифт придумали японцы, и Д1 - это японская дрифт-серия. Сегодня были возгласы «Покажи угла!».
Постоянный «угол» - залог победы
Денис Мирошниченко и пилот Илья Немальцев рассказали о правилах дрифта, которые могут быть любопытны начинающим поклонникам автоспорта.
- Непосвященному зрителю-новичку непонятно, что делают автомобили на площадке. Кажется, что они играют в догонялки, но это не так: машины ездят по определенному алгоритму, а все их действия строго оцениваются. Пилотам нужно набрать как можно больше баллов, их общее количество в дрифте 100.
Дрифт – это управляемый занос на максимальной скорости, автомобиль всегда должен быть в движении, в угле. Если машина на трассе выпрямилась - сразу начисляются штрафные очки.
На трассе стоят высокие и низкие конусы – точки, которые дрифтер должен проехать очень близко либо передом машины, либо задом. Чем ближе проедет - тем больше баллов заработает. Когда на трассу выезжают два пилота – оценивают всегда второго. В следующем заезде они меняются и тот, который был сзади, уходит вперед. А баллы опять получает второй. Бывает перезаезд, когда судьи решили что оба нарушили или оба очень хорошо проехали.
Очень пристально судьи следят за тем, как выполняется так называемая «перекладка» - когда первая машина выходит из поворота в поворот и пилот, который едет сзади на второй, должен идеально пройти этот поворот и опять выстроиться сзади. Чем идеальней он это сделает, тем больше баллов получит.
В парном дрифте оценивается мастерство водителя в управлении авто в максимально близком расстоянии от другой машины. Если он даже царапает дверь другому, это вообще считается best – и пилот сразу получает 100 баллов.
Если же автомобиль ехал на трассе, не поймал траекторию, и машину развернуло вокруг себя, то за этот разворот судьи моментально снимают 100 баллов и сразу же - до свидания. Пилот дальше в соревнованиях не участвует. Так формируются ТОП-32, 16, 8 и 4. И уже их 4-х претендентов определяется победитель и призеры.
Баллы начисляются за все. Машина все время должна быть в дрифте – в управляемом заносе.
Чтобы попасть в число пилотов дрифт-серии, главное – желание. Допустим, парень гоняется на любительских гонках, выигрывает, приходит сюда. Для того, чтобы участвовать в профессиональных соревнованиях такого уровня, пилоту необходимо получить лицензию, оборудовать свое авто в соответствии со всеми правилами безопасности - а они как раз самые суровые. Специальный каркас, сидения и прочее – все это проходит техкомиссию, которая либо дает разрешение на допуск авто, либо нет. Экипировка - специальный комбинезон, шлем. Стоимость авто для дрифта зависит от того, кто готовит – сам, механики, в СТО или где-то еще. У кого-то бюджет 500 тысяч, у другого - 3 миллиона и выше. Причем, это будет машина исключительно для соревнований, на ней нельзя будет ездить по городу. Как правило, большинство авто дрифтеров без номеров, или пилоты придумывают номера сами.
Во всем мире предпочитают для дрифта авто «Ниссан Сильвия», на Западе ездят на БМВ, объем двигателя и привод могут быть разными. Шины нужны все время. На гонку дрифтеры приезжают с двумя комплектами колес. На хорошей тренировке за час можно стереть комплект: все зависит от манеры езды и от финансов. Чем дороже колеса, тем они лучше: сцепление лучше, они ведут себя более предсказуемо.
Любительская серия – для новичков
Илья Немальцев, команда «Трилитон» (Владивосток) приехал на гонку после большого перерыва:
- Мы участвовали в RDS-Восток в 2010-11, после этого у нас была пауза, почти на два года я уходил в картинг. Конечно, хотелось вернуться, но не позволял бюджет. А в этом году мы собрались со всеми силами и выставили автомобиль. Наша команда - я и мои механики Александр Колесников и Владимир Поплавский, которые, в принципе, собрали мой авто. За два года я участвую в первый раз, за то время, которое я отсутствовал, уровень пилотов с которыми я участвовал раньше, значительно вырос. Думаю что и я к концу сезона раскатаюсь. Тренироваться буду на Змеинке и на Примринге.
Какие советы я мог бы дать новичкам? Во-первых - не бояться. Все когда-то начинали с гонок по городу, были стритрейсерами. Когда я пришел сюда, я понял, что не нужно носиться по городским улицам – есть специальные места. Для этого и нужна любительская серия: никто не даст миллион новичку. Изначально все ездят для себя – покрасоваться
Пока у нас нет ни одной профессиональной команды – все где-то работают, а дрифт для них – это хобби. Но такие проекты, как «Примринг», дают толчок развитию автоспорта именно профессиональных команд.
Во время квалификации я вспоминал, как ездить, из 20-ти показал 14-й результат. Кроме этого, я пока очень осторожничаю, потому что жалко авто разбить. А в решающей гонке я предвидел такой итог, конечно, я не хотел разворота. С Ильей Федоровым я гонялся два года назад и побеждал его, но за время моего отсутствия ситуация поменялась. Он очень сильный соперник, но меня развернуло – дождь... Самое главное – мы приехали на гонки, заявились и выступили, я потренировался, в автомобиле ничего не сломалось. А за победу мы еще побьемся.
По нашим правилам ездит вся страна
Дмитрий Семенюк, главный судья и организатор соревнований, сам иногда участвует в гонках:
- С автоспортом я связан с 2001 года. Раньше участвовал в драг-рейсинге, а потом в нашей стране появился дрифт. И я стал гонщиком дрифта. В 2010 году совместно с друзьями из Санкт-Петербурга мы придумали такие всероссийские соревнования, как серия РДС, и правила для них. Сейчас вся страна ездит по нашим правилам, и российская дрифт-серия – это топовая серия для всех дрифтеров страны. Сюда не каждый может попасть, так как автоспорт в целом – это дорогой вид спорта. Кто-то, может, считает, что у нас завышенные требования по безопасности, но они необходимы, для того, чтобы наши пилоты были в максимальной безопасности. Бывают аварии и возгорания, поэтому такие требования уменьшают количество участников. В отличие от драг-рейсинга, в котором в основном уделяется внимание подготовке двигателя, у нас внимание - на машину в целом.
Я не совсем оставил карьеру гонщика так как серия начала развиваться, но теперь больше занимаюсь организацией. Хотя в гонках обязательно участвую один раз в год в чемпионате России в супер-дрифт-битве в Красноярске: она проходит с 2010 года, там собираются сильнейшие дрифтеры всей страны. В прошлом году я там занял 5-е место, выступал на запасном авто Ильи Федорова, а в этом я готовлю туда уже свой авто. Хочу продвигать на западе дальневосточный дрифт, показать, что здесь у нас дрифт на очень высоком уровне. Конечно, хотелось бы выехать на соревнования в Японию в ноябре, там пройдет чемпионат мира и очень хотелось бы представлять нашу страну.
Сейчас есть много молодых ребят которые дрифтят на улицах города. Хотелось бы сказать им: доказывать мастерство надо не там. Придите и докажите мне и другим участникам РДС Востока, что вы можете управлять авто именно в гоночных соревнованиях, где обеспечен уровень безопасности, и уровень соревнований высокий. А в городе это просто хулиганство. Нужно повышать стиль мастерства вождения. Вся контактная информация есть на сайте, всегда можно созвониться со мной или с кем-то из ребят. У нас ребята все очень дружные, атмосфера в РДС дружественная, потому что мы понимаем, что в первую очередь делаем зрелище. Дрифт в целом - это не соревнования. Первый пилот позволяет своему сопернику подъехать максимально близко, то есть, дрифт – это доверие друг другу. Когда пилоты дружат между собой, доверяют, то получается очень красивый дрифт.
Виталий Веркеенко генеральный директор ТК Сумотори:
- На чемпионате ДВ на «Приморском кольце» присутствуют гости из Японии – президент японской дрифт-федерации Д1 и два топ-менеджера. Они приехали с целью познакомиться с городом, краем, посмотреть на организацию, на людей, пилотов, машины, трассы для того, чтобы понять каким образом мы можем взаимодействовать в ближайшем будущем. Мы давно находимся с ними в дружеских отношениях, но пока не перешли к профессиональному взаимодействию.
По пути в гостиницу я провел для японских гостей небольшую экскурсию. Они были приятно удивлены, уже сойдя с самолета, увидев новый терминал аэропорта, новые трассы, море огней, веселых людей на улицах. Они сказали: «Владивосток – молодой, яркий, динамичный регион. Мы впервые в России и Приморье. Буквально в двух часах лёта от Японии развивается такой регион, где любят спорт, любят дрифт – именно такой, ориентированный на шоу. Они не ожидали увидеть такое. Посмотрели на спортсменов и остались очень довольны уровнем их подготовки. У нас дрифт достаточно молодой, а они являются его основателями. Именно от них дрифт пошел в Россию, США, Австралию, Китай и другие страны.
Так получилось, что «Приморское кольцо» - самая ближайшая точка от Японии. Естественно, налаживание тесных взаимоотношений с японцами повлияет на развитие дрифта в Приморском крае. Можно говорить об улучшении организации, повышении профессионального уровня, большем адреналине и зрелищности, потому что у нас на трассе будут бороться японские и российские дрифтеры. Сейчас мы говорим о двух мероприятиях, которые пройдут уже в следующем году. Первое – это дрифт-битва Россия-Япония, где встретятся по 8 пилотов с каждой стороны. Также мы сейчас разговариваем о возможном впервые в истории проведении этапа японского чемпионата Д1 не в Японии, а у нас на «Приморском кольце». Мы договорились с нашими японскими партнерами, что по результатам российского чемпионата РДС Восток, РДС Запад и РДС Сибирь первые три пилота-победителя получат право на участие и выступление в финале чемпионата Д1 в Японии. Обычно это невозможно, потому что там несколько ступеней, которые нужно пройти, чтобы получить право участия. Японцы предоставляют возможность российским пилотам без предварительного отбора выступить на этих престижных соревнованиях.
В ближайшем будущем у нас в СТК «Приморское кольцо» задумано проектирование основного кольца трассы и других спортивных объектов. Помимо этого мы начнем строительство спортивной и коммерческой инфраструктуры на уже построенных объектах. У нас есть мотокроссовая трасса, картинговое кольцо, парковка для автомобилей, трасса для дрифта, есть зона развлечений – самолет и т.д. Но нам нужно завершить строительство гаражных боксов, гостевого центра, гостиницы, магазинов – для того, чтобы первый этап строительства был завершен полноценно. В ближайший год сосредоточимся на этом. Будем работать даже не засучив рукава: мы уже давно в безрукавке!
Полные результаты мероприятия на официальном сайте RDS Восток www.rdsvostok.ru
Фоторепортаж Марии Кожевниковой