На Камчатке сноуборд мог бы стать брендом, но оказался чем-то вроде притчи во языцех. Одним из первых мастеров спорта по сноуборду на Дальнем Востоке стал камчатский спортсмен Алексей Осовицкий, но это отнюдь не скрашивает, а скорее даже подчеркивает печальное положение дел в этом виде спорта. Да, талантливые райдеры на Камчатке были всегда. Но нужны ли они своему региону – вот в чем вопрос.
Лопатой гребем… перспективы
Сноуборд-база «Экстрим» на ул. Высотной – то место, где райдеры могли не делить ревностно склоны с горнолыжниками, а чувствовать себя как дома. Собственно, они там действительно дома: практически все на этой базе построено руками спортсменов. Кстати, 21 января «Экстрим» отметил юбилей – ему исполнилось 15 лет. Но если два десятка лет назад, когда здесь осваивал доску Алексей Осовицкий, все были уверены, что время сноуборда на Камчатке еще обязательно придет, стоит только начать, то теперь райдеры уже и не знают, на что и надеяться.
- Когда я начинал кататься, в 1997 году, по всей стране многие дисциплины сноуборда, такие как, например, фристайл, только зарождались, никто вообще не знал, как и что нужно делать правильно, – рассказывает Алексей Осовицкий. – Но у нас, камчатцев, было завидное по тем временам преимущество: сопки, снежные склоны, полное раздолье. Поэтому мы, вооружившись лопатами, строили себе трамплины и очень быстро заслужили уважение в рядах российских райдеров. И когда приезжали в Москву на соревнования, были там в авторитете. Но те времена давно прошли, сейчас по всей стране, я уже не говорю о мировом сноуборде, технология строительства парков очень выросла. Строить фигуры лопатой – это почти то же самое, что возводить многоэтажный дом, имея только мастерок и ведро цемента.
Надежда у райдеров забрезжила, когда Камчатка вошла в число регионов, выигравших строительство у себя Бертон-парка. Но здесь тоже оказалось все не так просто. Да, наш край получил от фирмы «Бертон» необходимые фигуры и технологию строительства. Но одним из условий осуществления проекта было финансовое участие самого региона. Минимум, что требовалось из краевого бюджета – ратрак и средства на земляные работы.
- К сожалению, мы пока не видим особого внимания со стороны руководителей края, хотя согласие от них в свое время было получено, – отмечает Игорь Соловьев, один из райдеров-активистов. – В прошлом году мы потратили около 100 тысяч на земляные работы, но процесс еще не завершен. Сейчас на базе работает подъемник, есть свет, мы, можно сказать, на половине пути к тому парку, который должен быть в идеале. Мы стоим трассу для слоупстайла, стараемся подогнать его под стандарты этой уже олимпийской дисциплины, чтобы тренироваться и выступать. Даже приобрели ратрак за собственные средства – подержанная техника нам обошлась в 700 тысяч рублей. В общем, работаем, как можем, чтобы хоть как-то создать условия для тех ребят, кто хочет кататься.
А недавно у «Экстрима» появилась новая беда – активная стройка, развернувшаяся вокруг. Как грибы, здесь буквально на глазах вырастают новые здания, все ближе подступая к трассам и трамплинам. И там, где раньше был склон для начинающих, где катались малыши на санках и ледянках, теперь зияет огромный котлован.
- Около двух лет назад «Экстрим» вошел в состав нашей горнолыжной школы, – рассказывает Игорь Будько, директор СДЮШОР «Эдельвейс». – Мы подали заявку в администрацию Петропавловска на оформление земли, на которой располагается база. Сейчас ждем результатов.
В департаменте градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа нас заверили, что схема расположения земельного участка у них утверждена и подписана. Далее ее ждет ряд инстанций, в том числе и в министерстве земельных отношений края. Как только министерство даст добро, землю можно будет оформлять в Росреестре. Сколько на все это потребуется времени, правда, никто не знает. Остается только надеяться, что масштабная застройка к тому моменту окончательно не поглотит то малое, что осталось у наших райдеров.
Сноу-детство: тяжелое или счастливое?
Традиционно открытие сезона у сноубордистов-фристайлистов состоялось 7 января в центре Петропавловска. Как обычно, все прошло ярко и красочно. Вот только дружный коллектив райдеров кое-кого не досчитался. Не увидели мы в строю одного из лучших спортсменов, бессменного фаворита всех турниров Вадима Бобрышева. С этого года молодой и талантливый спортсмен, так и не добившись возможности представлять на выездных турнирах родную Камчатку, теперь выступает за Сахалин.
- В сноубординге есть два пути – быть спортсменом, участвовать в соревнованиях, показывать результаты, получать разряды. Или становиться «лицом» фирмы, заключать контракт со спонсором. Но это если ты уже мастер в своем деле. А многие ребята уезжают с Камчатки просто потому, что здесь сноуборд по-прежнему нужен только самим спортсменам, – говорит Алексей Осовицкий.
Член сборной России по сноуборду Дмитрий Базанов, кстати, в свое время тоже занимался «неугодным» руководству региона видом спорта. Его долго не хотели рассматривать в качестве представителя перспективного вида спорта, и возить его на соревнования, где он занимал первые места, приходилось спонсорам, которых искал его отец, Андрей Базанов. А сейчас Дима – гордость камчатского сноубординга. Кроме того, 3 года назад в СДЮШОР «Эдельвейс» открылось отделение сноуборда. Тренерский штаб здесь составили люди с именем – Григорий Каталагин и Андрей Базанов. Они начали обучать детей поворотным дисциплинам – слалому и слалому-гиганту. В том, что эти люди умеют работать, никто не сомневается. Вот только с тех пор никто еще не видел соревнований среди юных камчатских сноубордистов. По словам Григория Каталагина, у ребят были выезды на первенства России, но местных-то турниров как не было, так и нет. А так хочется посмотреть на молодое поколение райдеров. Вдруг им повезет, и именно у них будет то самое, счастливое, сноу-детство.
Источник: Газета "Камчатский край"