Понятие «секта», «сектантство» еще несколько лет назад не известные большинству российских граждан, стали в последнее время на слуху в средствах массовой информации. Чаще всего информация о негативном воздействии касается религиозных сект. Подходя к этой теме шире, введем помимо понятия «религиозная» секта еще два определения сект как «коммерческая» и «восточных единоборств».
Общими для всех видов сект являются следующие признаки:
- авторитарность, беспрекословная вера и подчинение лидеру секты (гуру, пастырю, сэнсэю);
- твердая (слепая) уверенность в истинности и исключительности постулатов, догм, правил поведения своего учения;
- нетерпимость к представителям других течений (конфессий).
В религиозных сектах обычно действуют по следующей схеме: привлекают человека радужными перспективами (спасение души, духовное просветление и т.д.) посредством бесед, снабжения литературой. Дальше начинается более глубокая психологическая обработка, которая состоит из настойчивых призывов соблюдать определенные правила. Секта устанавливает контроль над информацией – нельзя рассказывать дома о том, что происходит в общине, над физиологическими потребностями – нельзя есть определенные продукты, вдоволь и удобно спать. При таком режиме человек становится легко подверженным внушению (зомбированию) со стороны лидеров секты. Кончиться это может трагично: не контролирующий себя человек отдает все деньги (другое материальное имущество) секте, бросает дом, семью, работу. В подавляющем числе случаев люди побывавшие в «лапах» религиозных сект (а впрочем и других) становятся психически нездоровыми и нуждаются в серьезном лечении.
«Коммерческая» секта несколько иного рода. Это финансовая пирамида, на вершине которой находится лидер, а в основании – простые члены. Привлекают в такую сектообразную организацию перспективами материального благополучия. Задача члена секты распространять какой-нибудь «супертовар» (лекарство, косметику), лучше которого нет ничего в мире, или ценные бумаги («вложите тысячу, через месяц получите две»). Кроме того, адепт «коммерческой» секты, вербуя новых членов, получает дополнительные выгоды – скидку на стоимость распространяемого товара, подьем вверх по иерархической лестнице. Но законы коммерции неумолимы (все помнят МММ). Богатыми становятся единицы (читай организаторы), а основная масса так и остается при своем (в лучшем случае). Все, чего они добиваются, можно было достичь и самостоятельно, занимаясь торговлей.
И, наконец, секта «восточных единоборств» - явление не столь распространенное, но, тем не менее, имеющее место. В восточных единоборствах есть такое понятие сэнсэй. В переводе с японского оно означает – учитель. В Японии этим словом называют как преподавателя каратэ, так и преподавателя биологии или танцев. У нас же в России в ряде секций единоборств можно наблюдается извращение понятий: сэнсэй в значении «учитель», заменяется понятием «сверхчеловек», мнение которого – закон. Новичков в такого рода секты-секции завлекают перспективами физического совершенства, непобедимости, обретения сверхъестественных способностей.
В психологической обработке новичков используются многочисленные легенды из жизни мастеров боевых искусств прошлого и настоящего, и, конечно, истории о победах сэнсэя и его учеников над представителями других видов единоборств.
В такого рода секциях всегда царит атмосфера секретности – постороннему человеку туда вход закрыт. А нетерпимость к другим видам единоборств можно лишь сравнить с нетерпимостью религиозных сект. Как правило «сэнсэями» подобных секций являются посредственные спортсмены или тренеры-неудачники, которые свою некомпетентность скрывают под маской секретности и исключительности своей «школы».
Кому все это нужно и кто попадает в сети сект? Руководители, организаторы сектантских образований чаще всего пекутся не о благе человека, а о своем собственном. Но во многом для них главнее материальных богатств – власть над людьми, которые готовы выполнить всё, что от них потребуют. Идут в секту люди, нуждающиеся в общении, духовном развитии, материальном благополучии, а вместо этого теряют всё: деньги, здоровье, душу. Их же «пастыри» нередко, призывая к справедливости и скромности, сами выражаются «трехэтажными матами» и разъезжают в дорогих иномарках. И хуже всего, что секты все активнее привлекают и подростков, которые оказались «ненужными» в наше время. Секты же завлекают их кажущимся теплом и заботой. Дети на эту фальшивую заботу легко покупаются.
В итоге – нарушенная психика, подорванное здоровье, а самое главное – недоверие к людям, даже к тем, кто искренне желает им добра.
Тема сект трагична, актуальна и многогранна. Проблема эта не уменьшается, а растет. И ее решение - в активном вмешательстве в деятельность сект всех, кто создает законы, кто в силу своих полномочий стоит на страже закона, кому не безразлично нравственное и физическое здоровье российских граждан.
Александр Сашко