«Формула-1» на воде, судя по всему, опасный вид спорта. И не только для гонщиков, но и для тех, кто берет у них интервью. Убедилась в этом корреспонтдент Санкт-Петербургских ведомостей на собственном примере, отправившись в плавание по Финскому заливу с единственным российским пилотом Станиславом Курценовским даже не на гоночном болиде, а на яхте. Без болезненных ушибов экстремальное катание не обошлось, зато удалось выяснить, что общего у водной «Формулы-1» и автомобильной и чем Станислав похож на Виталия Петрова.
– Станислав, так чем же похожи водная и автомобильная «Формулы»?
– Сходства есть, и их немало. Начнем с того, что это самые престижные гонки. Чемпионаты обеих «Формул» поделены на этапы, и с этого сезона у нас тоже ввели квалификацию в таком же формате. И команды состоят из двух пилотов и двух болидов, соответственно, количество участников тоже одинаковое – 12 команд, 24 человека.
– Только у ваших болидов нет колес и вместо асфальта вода?
– В связи с этим держим в машине резервный баллон с воздухом. Колесным «формулистам» он попросту не нужен, а нам жизненно необходим в случае аварии и переворота лодки. Зато мы обходимся без всяких пит-стопов – полного бака хватает на часовую гонку.
– В чем разница очевидна, так это в популярности...
– Действительно, нет такой страны, где «Формула-1» на воде имела бы больше поклонников. Но кто следит за автогонками? Преимущественно сами водители, люди, которые понимают, как едет машина, как она тормозит, как на ней обгоняют. И даже самый неумелый водитель может вообразить себя Шумахером – где-то на проселочной дороге вывести двигатель на 8 тысяч оборотов и улететь в кювет. А пользователей скоростных лодок сегодня на несколько порядков меньше. Потому что машина стала даже в нашей стране распространенным и обычным средством передвижения, а собственный катер или яхта – это, скорее, предметы роскоши.
– Немалую роль в плане популяризации играют, видимо, и телетрансляции. Если одну «Формулу» смотрит весь мир, то другую мало где показывают.
– У водной «Формулы» маркетинговая база меньше. На телеканалах ведь как рассуждают: если у вас нет рейтинга, тогда платите, и мы вас будем транслировать. Вот когда рейтинг появится – показывать будем бесплатно, даже еще сами вам приплатим. Это обычные принципы бизнеса и спортивного маркетинга.
– Интерес к автомобильной «Формуле» у нас в стране в этом году заметно вырос благодаря первому российскому автогонщику. А вы за Виталием Петровым следите?
– Да, не скрою, мне интересно. Молодец парень, старается. Я желаю Виталию успеха и того, чтобы участие в чемпионате стало как можно скорее окупаемым.
– На эту тему очень много разговоров ходит. Мол, Петров заплатил, чтобы попасть в «Формулу-1»...
– А что тут особо разговаривать?! Вполне естественно, что, если пилот хочет выступать, он должен принести в команду либо деньги, либо спонсорский контракт. При желании, прокатавшись пару лет в колесной «Формуле-2», я также могу пересесть на «Формулу-1». Это не проблема – платите и поезжайте. Думаю, настоящим достижением было бы наличие российской команды: технической базы, инженеров, механиков, болидов.
– Как вы оцениваете выступление Виталия на прошедших этапах «Гран-при»?
– Вы знаете, я вижу в нем себя где-то лет десять назад – много запала, азарта. Я тоже в свое время не понимал, что иногда лучше доехать до финиша, чем бороться за очки и в итоге вообще не финишировать. Можно мчаться в середине гонки в первой десятке, но главное – какой ты на финише, сберег ли ты технику. Петров сейчас просто набирается опыта. Тут существуют два пути: либо через аварии, либо по чуть-чуть, пускай медленнее, но надежнее. А вот когда пилот начинает набирать очки в каждой гонке, подниматься на подиумы, тогда уже можно сказать, что он делает карьеру.
– А по завершении карьеры зачем возвращаются? Я имею в виду Шумахера.
– Из-за денег. Для звезды закат карьеры – вообще печальное дело. Но Шумахер все же деньги зарабатывает, входит в «топ-10». Работа у него такая. Это классный бизнес, классная профессия. Вот мне, к сожалению, не удалось сделать «Формулу» своей профессией.
– Как-то вы обреченно это сказали. Неужто хотите завязать с гонками?
– Весь нынешний сезон я проводить точно не собираюсь. Мы с женой ждем ребенка – у меня будет четвертая дочь. Получается, Ольге надо будет рожать, а я в это время уеду на три недели куда-нибудь в Китай?
– Так ведь один из первых этапов пройдет совсем скоро в Петербурге. В нем-то примите участие?
– Я бы с удовольствием, только все упирается в материальный вопрос. Бюджет подготовки к этапу составляет где-то 50 тысяч евро. Мне нужно заказать тюнинговый двигатель, потому что я хочу бороться за очки, а не просто проехать по кругу, нужно провести серию тренировок. Но возможность выступления я не исключаю, сейчас как раз веду переговоры с одним спонсором и с промоутером «Формулы-1».
– А петербургская федерация водно-моторного спорта вам с деньгами не помогает?
– К сожалению, нет. Видимо, они делают то, на что способны. Вот три года назад вернули в Петербург этап «Формулы-1», что ж, молодцы! А спонсорство в России вообще равняется благотворительности. И даже то, что на машине Петрова написано «Лада», – это недоразумение, которое лишь вызывает улыбку. Какой от этого маркетинговый эффект? Просто назначили «Ладу» спонсором в приказном порядке. Хотя я не против, чтобы и для российской команды «Формулы-1» на воде назначили спонсора.
Источник: Санкт-Петербургские ведомости
Вернуться назад
|