Спорт в Америке приравнен к шоу. Как и у любого шоу в современном мире, у него есть свои цели в бизнесе, и на их достижение тратится огромное количество сил менеджеров, представителей пиар-служб и маркетологов. Спорт ведет постоянную борьбу за умы – и кошельки – потребителей с кино, театром, музыкой и другими видами шоу-бизнеса.
Чтобы достичь максимального спроса, у каждой игры должна быть интрига, а ее результат должен быть непредсказуем. Для этого лиги стараются максимально приблизить команды по уровню друг к другу, вводя несложные, но эффективные правила, которые используются повсеместно. Во-первых, все игроки выходят на драфт (таким образом клубы из сильных спортивных или просто густонаселенных регионов не получают преимущества перед другими). Во-вторых, слабейшие команды выбирают игроков на драфте первыми, получая возможность за несколько лет создать боеспособный коллектив. Также почти все лиги используют правила «потолков зарплат» или «налогов на роскошь».
«Потолок зарплат» (англ. salary cap) – максимальная сумма зарплат, разрешенная в каждой команде лиги. Переход за эту черту грозит клубу крупными штрафами. Благодаря использованию таких правил более богатые, коммерчески и спортивно успешные клубы не могут получить преимущества путем доминирования на рынке. Существует и «зарплатный минимум», который не позволяет владельцам команд чрезмерно экономить на спортсменах.
«Налог на роскошь» (англ. luxury tax) – модификация «потолка», в которой команда имеет возможность переступить через черту, но за это на нее налагаются экономические санкции. Так, например, в Главной бейсбольной лиге (МЛБ) команда, в первый раз за пять лет нарушившая экономические ограничения, должна заплатить в казну лиги 17,5% от превышения, если клуб во второй раз вышел за рамки потолка – 30%, в третий, четвертый или пятый раз за пять лет – 40%.
Кроме того, во главу угла ставится самоокупаемость и экономическая безопасность – большинство владельцев зарабатывают на клубах, а не тратятся. В экстренных ситуациях лиги временно берут управление клубом в свои руки, спасая его от банкротства.
Еще одним ключом к коммерческому успеху являются внешняя привлекательность игры как шоу и капитализация зрительского интереса. Если сравнить европейские хоккей и баскетбол с американскими, можно увидеть много различий в плане подачи игры. В США на всей арене работает яркий свет, зрительно объединяя площадку и трибуны и создавая ощущение праздника на арене. Благодаря этому телепоказ увеличивает интерес потребителей к походу непосредственно на стадион.
Кроме того, трансляция неизменно ведется с места действия, а около площадки работают корреспонденты, которые получают комментарии «из первых рук» и делятся своими наблюдениями. Используются десятки камер, дающие возможность следить за реакцией участников действа на происходящее и получать более полное представление об игровой ситуации; лучше устроена и режиссура трансляций, позволяя зрителю не упускать развитие ситуации.
На каждой игре работают по два комментатора с гостевой и домашней стороны – они делают акцент на своей команде, и между ними четко разделены обязанности. Один описывает ситуацию в игре в данный момент времени, редко высказывая собственное отношение к происходящему, а также предоставляет простейшую биографическую и статистическую информацию. Другой занимается анализом происходящего, преимущественно при повторах и остановках в игре. Трансляции редко ведутся на общедоступном ТВ, и это – наравне с развитой торговлей сувенирами и экипировкой – позволяет владельцам команд зарабатывать на фанатах.
Все эти факторы работают на коммерческую и зрительскую привлекательность спорта, благодаря чему оборот финансов в спортивной индустрии постоянно и равномерно растет.
Cлужба новостей «Голоса Америки»
Вернуться назад
|