У нас в стране немало судей – достаточно открыть ежегодник ВФПС, где список судей только всероссийской категории занимает несколько страниц, или посмотреть, сколько человек ежегодно участвует в семинарах, проводимых ВФПС. Но, к сожалению, количество пока не переходит в качество. Почему?
Во-первых, система аттестации судей хороша на бумаге, но «хромает» на практике. Для получения судейской категории надо пройти теоретическую подготовку (семинар) и практическую подготовку (практическое судейство соревнований).
Про теоретическую подготовку:
На семинаре читают лекции, проводят «деловые игры» и тесты, а затем выдают документ о прохождении семинара. Беда в том, что человек, понявший, о чем говорит лектор-инструктор, активно участвующий в «игровом разборе протеста» и правильно ответивший на вопросы теста, получает точно такой же документ (и допуск к судейству соревнований), как человек, ничего не понявший из лекции, присутствовавший на «игре» в качестве зрителя и ответивший на тест неправильно! Оба они прошли семинар и «повысили свою квалификацию»... Да и даже если человек активно работал на семинаре, одного семинара недостаточно, чтобы получить всю необходимую теоретическую подготовку. Без самостоятельного обучения никак не обойтись! А как учиться самостоятельно? Надо найти официальную информацию (гоночные правила ISAF, регламенты ISAF, предписания ВФПС, правила классов, правила проведения чемпионатов классов, правила по оборудованию, спецправила, случаи ISAF, коллы для матчрейса и командных гонок, вопросы-ответы ISAF, руководства по работе гоночного комитета, по работе протестового комитета, и т.д. и т.п.). Для этого надо потратить немало времени (и сколько-то денег – искать все придется в интернете). Затем надо всю эту информацию прочитать и понять (предварительно изучив английский язык в необходимом объеме – 99% этих документов не переведены на русский). Для этого надо потратить еще больше времени. Затем надо искать ответы на неизбежно появляющиеся вопросы – обращаться к знающим людям (и читать специализированные ресурсы в том же интернете). Опять уйму времени придется на это потратить... Многие смогут этим заниматься? Думаю, ответ вы знаете... Поэтому, ФАКТИЧЕСКИ, должная теоретическая подготовка у подавляющего большинства наших судей просто отсутствует.
Теперь про практическую подготовку:
Судьи занимают разные должности на соревнованиях. Я думаю, всем понятно, что для работы на флажных сигналах и для работы на стартовом створе необходим разный уровень квалификации, я уж не говорю о работе протестового комитета или председателя гоночного комитета. Проводящая организация заинтересована в качественном судействе. Кого она пригласит судить? Тех, кто уже себя как-то где-то зарекомендовал с хорошей стороны, кому можно доверить судейство. Учитывая, что таких людей не хватает на все судейские должности на всех соревнованиях, их назначают на самые «важные» места, а остальные вакансии заполняют теми, кого пока не знают (или, наоборот, знают – и именно поэтому не доверяют более ответственную работу). На следующей регате все повторяется точно так же, и на следующей... Получается, что на «ответственных» должностях судят одни и те же люди, а остальные – вечно «на вторых ролях». И ситуация всех устраивает! Организаторы довольны, что каждый судья – «специалист» в своей области (особенно ярко это проявляется у секретарей), а несколько «доверенных лиц» координируют всю деятельность (в том числе и выполняя работу, которую должны были выполнить сами организаторы). Сами «доверенные лица» довольны своей «значимостью», ну и иногда материально заинтересованы организаторами (редко, но бывают регаты, на которых справедливо оплачивается работа судей, занимающих такие должности). И самое интересное – остальные судьи тоже довольны – работы мало, ответственности еще меньше, деньги какие-то платят (маленькие – но ведь и работа «не пыльная», да и кроме денег – совсем неплохо осенью или весной на теплый юг из холодных мест за чужой счет приехать). Поэтому, ФАКТИЧЕСКИ, практическая подготовка у подавляющего большинства судей не соответствует имеющейся у них категории (ну не умеют они судить во всех должностях, потому что реально судили только в одной или двух).
Во-вторых (а может быть наоборот – в самых первых), есть вопрос: а для чего, собственно, судье стараться повышать свою квалификацию, сидеть в интернете, изучать какие-то правила, спорить по разным гоночным ситуациям на форумах и лично с другими такими же «ненормальными»? Для чего стараться судить соревнования в разных должностях, для чего подходить к работе неформально, переживать о результате своей деятельности? Он что денег больше получит? Или его перестанут на соревнования приглашать (допуск к судейству не дадут)? Или категории лишат (следующую не присвоят)? Да нет, по крайней мере, за последние 14 лет (мой стаж судейства на всероссийском уровне) таких случаев не знаю... А без цели и без стимула никто хорошо работать не будет! Исключения бывают, но они, как известно только подтверждают правило... Прекрасным стимулом могла бы стать справедливая оплата труда судей. Если бы судьям за качественное судейство на всех регатах платили хотя бы те суммы, которые рекомендованы Президиумом (и опубликованы в ежегоднике) – наверняка немало умных и способных людей были бы заинтересованы стать судьями. Но я не представляю себе, кто и как сможет создать такой стимул в реальности. Поэтому, ФАКТИЧЕСКИ, судья сегодня стоит перед выбором: или серьезно занимайся самообразованием (теоретическим и практическим) за счет ухудшения своего (и своей семьи) материального состояния (мало кому удастся сочетать прибыльную работу с серьезным судейством) – или делай все «абы как» в свободное от основной работы время...
Вот в условиях этого «абы как» и проходят почти все (за малыми исключениями) наши соревнования, включая Чемпионат и Первенство России и регаты, на которых отбирается сборная команда.
Всероссийская федерация парусного спорта
Вернуться назад
|