Марк Семенович Ракита — легенда отечественного фехтования. Двукратный олимпийский чемпион, многократный победитель чемпионатов мира, заслуженный тренер СССР, подготовивший олимпийских чемпионов Виктора Кровопускова и Михаила Бурцева. Его знания и опыт бесценны. Надеемся, что наше интервью — лишь начало большого и обстоятельного разговора с ним о том, как привести российское фехтование к мировому успеху.
- Марк Семенович, вы один из великих сабельных тренеров мира. Вы очень много сделали на благо советского фехтования. Настало время, и вы ушли на заслуженный отдых, а сейчас опять вернулись в строй и начали помогать поднимать российское фехтование. Что явилось мотивом для возвращения? - Да, я в свое время отошел от фехтования. Дело в том, что много лет назад, в бытность мою на тренерском поприще, я был обязан работать, и не всегда на тех людей, которые мне нравились. Но мне нужно было кормить семью, я получал зарплату и не был волен принимать самостоятельные решения. Когда вышел на пенсию, сказал себе: «Все, с этого момента буду работать только с теми, кто мне нравится». И в течение двадцати лет вообще не приближался к фехтованию, потому что нашим видом спорта в то время, к сожалению, занимались люди, которые мне, мягко скажем, были не очень близки по своим человеческим качествам. Не скрою, я продолжал следить за фехтованием в стране и, конечно, очень переживал, видя, что происходит. Дело дошло до того, что когда меня представляли где-то на официальных мероприятиях, я иногда просил не говорить, что я фехтовальщик, потому что стыдно было. Но, к счастью, ситуация в корне изменилась, когда у руля встали молодые ребята, олимпийские чемпионы. Они создали свою команду и дружно занялись подъемом фехтования. Видно, что они очень хотят это сделать, у них глаза горят. Это очень важно. И я с огромным удовольствием вернулся и помогаю чем могу.
- Вы вернулись и что увидели? Что, на ваш взгляд, произошло и сейчас происходит с российским фехтованием? - Самый главный негативный момент — это разрыв между поколениями. Он возник, потому что страна изменилась. Из России выпорхнуло несколько десятков, а может быть, несколько сотен способных людей, которые сегодня тренируют весь мир. По идее, мы должны были вовремя передать свое мастерство из рук в руки следующему поколению тренеров, они в свою очередь — другим и так последовательно все и должно было происходить. А этого не случилось. Сегодня у нас в стране нет нашей методики, вернее, она существует, но в усеченном варианте. А вместе с тем весь мир работает именно по нашей методике. Сейчас мы пытаемся собрать все знания по крупицам и передать их работающим тренерам. На тренерских курсах в Санкт-Петербурге мне приходится заниматься теорией, при том что я всю жизнь провел в нагруднике, давал уроки, занимался индивидуальной работой. Но я пытаюсь своими практическими знаниями компенсировать отсутствие методик преподавания. Эта работа меня радует, потому что уже виден результат. Нам удалось поднять интерес к совершенствованию у тренеров сборной. Опять же, это потому что ребята собрались молодые, талантливые, с серьезными амбициями — те, которые сами вышли из фехтования. И уже сейчас есть сдвиг, фехтование всколыхнулось, везде идет живая работа. И она даст тренерский рост, а это главное.
- Фехтование не стоит на месте, оно, как и все в этом мире, меняется, развивается. Часто от людей старшего поколения можно услышать мнения о том, что фехтование сейчас неинтересное, примитивное. Вам нравится сегодняшнее фехтование? - Я не склонен мерить подобными критериями — нравится, не нравится. Сегодняшнее фехтование сформировалось под действием каких-то законов, и по ним надо жить и работать. Это не значит, что вчерашнее фехтование лучше или хуже. Если речь идет о сабле, то многое сейчас основывается на природных данных спортсмена. Исчезли из репертуара сложные задумки, различные приглашения, действия второго, третьего намерения, ушла интеллектуальная борьба. Спортсмены перестали пользоваться хитроумными приемами, потому что, во-первых, это стало рискованно, а во-вторых, неправильно оценивается судьями. Причина случившегося в том, что предыдущее руководство международной федерации искало себе единомышленников на, скажем так, окраинах мира. А там нет большого количества сильных специалистов, которые смогли бы поднять уровень мастерства. Был взят курс на упрощение самого фехтования, где природные качества значат много больше, чем интеллектуальная составляющая. Учить думать — долго и сложно, а природные данные спокойно обрабатываются — и все. Однако, я должен заметить, сегодня начался обратный процесс. Возвращается прежняя красота, то, что всегда ценилось на дорожке, — борьба интеллектов и высочайшее техническое мастерство. Их демонстрируют венгры, итальянцы. Наши ребята тоже двигаются в этом направлении. Возвращение оказалось возможным, потому что поменялась обстановка в ФИЕ, она стала более благоприятной именно для развития интеллектуального фехтования. Это веяние принес с собой нынешний президент ФИЕ Алишер Бурханович Усманов, который сам был фехтовальщиком. Он видит и понимает красоту нашего вида спорта.
- Вы активно помогаете тренерам и спортсменам юниорской сборной. Вам интересно работать с этим возрастом? Ведь это очень непростой контингент? - С молодежью работать интересно по одной простой причине — они растут быстрее и сразу виден результат. Юниоры более непосредственные, открытые, они способны напрямую воспринять информацию и тут же попытаться сделать то, что им предлагаешь. Они больше готовы рисковать. Взрослые спортсмены — это, как правило, сложившиеся люди, они уже чего-то достигли в своей жизни. Они более критично рассматривают каждый совет и не всегда готовы ему следовать. Многие элементарно не хотят делать лишних движений, их и так все устраивает — он достигли своего потолка. В такой ситуации встает вопрос о том, чтобы «ломать» и спортсмена, и тренера. Но я не тренер, а консультант, я могу только советовать — что можно сделать. Однако далеко не каждый тренер пойдет на столь радикальные меры, многие предпочтут «держать в руках синицу».
- Вы имеете возможность сравнить несколько поколений. Если говорить о спортсменах Советского Союза и современной России, в чем главное отличие между ними? - Я бы сказал, что это совсем разные категории людей. В Советском Союзе люди были «голодными». Спорт давал возможность относительно быстро добраться до высоких ступеней общества. Путь к чемпионству нес с собой массу дополнительных благ — можно было получить квартиру, талон на покупку машины, платили хорошую зарплату. Конечно, это было серьезным стимулом. Сейчас ситуации совершенно иная. У молодежи очень много возможностей и очень хорошие условия жизни. Наши юниоры уже получают сегодня приличную зарплату, плюс еще какой-нибудь грант. Они в состоянии пойти и купить себе машину, пусть и не самую дорогую. Их мало чем можно удивить. Я вижу, что многие, занимаясь спортом, параллельно увлекаются чем-то еще. Сейчас время стало другим — оно интересней и богаче, поэтому и люди другие. Спорт — это не единственная возможность реализовать себя в жизни. При этом спорт проще не стал, выиграть все так же сложно, и чтобы добиться больших побед, надо по-прежнему выкладываться и отдавать всего себя.
- В этой связи существует мнение, что сейчас трудно найти мотивацию для молодых спортсменов. Молодежь живет в тепличных условиях и к борьбе не готова. Что вы думаете об этом? - Я думаю, что это исключительно тренерская проблема. Это значит, что мы, тренеры, не так их «зажигаем». Мы не всегда правильно умеем их нацеливать. Прежде всего, надо искать и отбирать людей, которые от природы имеют высочайший уровень притязаний. Неважно, в чем. Важно, чтобы этот уровень был. В принципе, у всех людей есть притязания, только надо уметь их найти и разбудить. У некоторых уровень притязаний такой, что бьет через край — тут все понятно. Другая ситуация, когда он есть, но скрыт, и искусство тренера состоит в том, чтобы уметь разбудить это чувство, поднять интерес. Опять же, искусство наставника заключается в том, чтобы вести спортсмена по турниру. На первенстве мира в Баку наши девочки и ребята много боев проиграли в четвертьфинале. Возникает вопрос — а чего не хватило? Ответ простой — мастерства. Причем в большей части тренерского. Например, нельзя спортсмену говорить: «Ах, ты, такой-сякой, надо было это сделать, а ты не сделал!». Следует научиться говорить такие слова, благодаря которым спортсмен сделает то, что надо. Это — педагогика, психология и логика. Надо потянуть за ниточку, активизирующую мозговую деятельность, в результате которой спортсмен будет просто вынужден сделать то, что от него требуется. Можно просто сказать: «А мы что здесь делаем?» или «Мы что, не знаем, где край дорожки?». То есть, говорить надо не конкретные вещи, а давать параллельное направление мысли. Одно дело, если человеку указывают, что надо делать, и совсем другое, если он делает это как бы сам. Психика по-разному оценивает подобные ситуации, и от этого зависит качество исполнения. Это нюансы, но они очень важны. Ведь что показал чемпионат? Те наши девочки и ребята, которые проиграли за вход в четверку, за вход в восьмерку, продемонстрировали мировой уровень мастерства, потому как уступили один-два укола. Не хватило грамотного тренерского сопровождения. Очень важный момент — минутный перерыв на отдых. Тренер должен так построить разговор с учеником, чтобы, с одной стороны, психическая сфера отдохнула, а концентрация внимания, с другой, восстановилась. Сразу скажу, что это высшее тренерское мастерство и даже в наше время далеко не каждый им владел.
- Сейчас вышла книга о вас. Расскажите о ней. Она как-то связана с фехтованием? - Ее написал мой студенческий друг, который не имеет к фехтованию никакого отношения. Эта книга о жизни, дружбе, человеческих отношениях и немного о фехтовании. Вообще, хорошо, когда появляются такого рода произведения. Надо чтобы люди знали, кто есть кто. У меня была история: в 2000 году перед Олимпиадой в Сиднее я по собственной инициативе приехал пообщаться с фехтовальной командой, чтобы настроить ребят на борьбу. И столкнулся с тем, что меня знают только в сабельной сборной. В других командах меня надо было представлять. А ведь прошло не так много времени с того момента, когда я ушел из большого спорта. Назови сегодня фамилии знаменитых советских рапиристок — Галины Гороховой, Александры Забелиной, Валентины Растворовой, и мало кто из молодых фехтовальщиков поймет, о ком речь. Сейчас, к счастью, ситуация меняется. Руководство ФФР и прежде всего ее президент Александр Юрьевич Михайлов поддержали идею создания энциклопедии российского фехтования. Это очень благородное дело. Я думаю, когда она будет издана, руководство Федерации раздаст несколько экземпляров по командам. Спортсмены должны знать, кто стоял у истоков советского и российского фехтования, кто ковал победы. Об этом надо писать книги и снимать фильмы. Надо знать историю, знать прошлое. Ведь без прошлого не бывает будущего. Мы много говорим о воспитании патриотизма у молодежи. Это сложная тема. За последние 20 лет система ценностей изменилась, Понятия, которые были главными в Советском Союзе — Родина, Коммунистическая партия, малая родина, общество и т.д., перестали быть значимыми. Сейчас все размыто или перешло в категорию денег, но с помощью денег патриотизма не воспитаешь. Я убежден, что для нас жизненно необходимо восстановить такую вещь, как единство команды. Это очень большой ресурс, который сейчас оказался потерян. Сегодня работа в этом направлении ведется. Накануне первенства мира в Баку юниорская команда провела очередной капустник. Нужно организовывать походы в театр, вместе праздновать дни рождения, делать шашлыки — то есть просто больше времени проводить вместе. И тогда возникнет коллектив, где будет место взаимопомощи, общению, хорошим теплым отношениям, а это залог общего успеха. Я готов уделять внимание и этому вопросу. Я, на удивление, до сих пор чувствую себя молодым. Всю жизнь общался с людьми моложе себя и заряжался от них энергией, оптимизмом. Мне и сейчас удается быть с молодежью «на короткой ноге». А когда я вижу, что мои знания и опыт приносят пользу, испытываю огромное удовлетворение. Это так называемая базовая ценность — быть нужным, быть полезным. Видеть, как идет становление спортсмена и человека — это самая большая радость для педагога и удовольствие, которое ни с чем не может сравниться.
Пресс-служба Федерации фехтования России
Вернуться назад
|