Главная > Статьи > Транстихоокеанская экспедиция учебного парусного судна «Паллада» — в память покорения Космоса и открытия Русской Америки

Транстихоокеанская экспедиция учебного парусного судна «Паллада» — в память покорения Космоса и открытия Русской Америки


4 апреля 2011 | 08:16
Транстихоокеанская экспедиция учебного парусного судна «Паллада» — в память покорения Космоса и открытия Русской АмерикиТранстихоокеанская экспедиция учебного парусного судна «Паллада» ФГОУ ВПО «Дальрыбвтуз» Федерального агентства по рыболовству Российской Федерации начнется 30 июня 2011 г.

Экспедиция посвящена празднованию 50-летия полета в космос Ю.А. Гагарина и 270-летию открытия российскими моряками Русской Америки. Ее цель — получение курсантами и юнгами практических навыков в условиях большого океанического плавания; популяризация высоких достижений российского флота в истории освоения Мирового океана; привлечение внимания мировой общественности к достижениям российской космонавтики и увековечения памяти первого космонавта Земли.

Чрезвычайно важной составляющей предстоящей экспедиции является освещение 50-летия полета первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. 2011 год объявлен в России Годом космонавтики, на территории Российской Федерации пройдут торжественные и праздничные мероприятия. Старт корабля «Восток» — это одно из величайших событий ХХ века — оставил ярчайший след в истории развития человечества. Прорыв в космос навсегда останется символом человеческого мужества, стремления к познанию, к прогрессу. И для нашей страны это событие стало поистине национальным триумфом, который сплотил и объединил весь народ. Успешный полет в космос Ю.А. Гагарина 12 апреля 1961 г. (длившийся 148 минут) ознаменовал наступление новой эры в исследованиях космического пространства. Это победа советских ученых, инженеров, конструкторов осуществила самую смелую мечту человечества — мечту о покорении космоса.

Как отметил глава Правительства Российской Федерации В.В. Путин: «Исследования космоса — одна из самых высокотехнологичных, наукоемких отраслей. И масштабное празднование юбилея полета Юрия Алексеевича Гагарина привлечет внимание не только к космической тематике, но и в целом способно повысить престиж науки, престиж инноваций, показать всю важность и перспективность развития этих направлений, что особенно значимо для молодежи».

Транстихоокеанский рейс учебного парусного судна «Паллада» — это возможность широко проинформировать мировую общественности о ключевой роли России в освоении космоса, напомнить о значении для всего человечества отечественных исследовательских космических программ и вновь выразить самое глубокое уважение ветеранам отрасли, людям, чья самоотверженная работа, настоящий научный, инженерный, трудовой подвиг обеспечили нашей стане статус великой космической державы.

Плавание учебного парусного судна «Паллада» пройдет по побережью Северной Америки, землям, открытым и освоенным русскими путешественниками и землепроходцами в середине ХVII века — Аляске, Алеутским островам. Судно посетит порты США, Канады, Японии:

• Порт Кадьяк (США);

• Порт Ситке (первая столица Русской Аляски, прежнее название — Новоархангельск, США);

• Порт Виктория (Канада);

• Порт Сиэтл (США);

• Порт Сан-Франциско (США);

• Порт Лос-Анджелес (США);

• Порт Гонолулу (США);

• Порт Токио (Япония).

В портах заходов командный и курсантский состав посетят исторические места и памятники культуры, почтят память соотечественников, примут участие в торжественных мероприятиях, которые послужат укреплению международных дипломатических отношений.

Протяженность маршрута знаменитого российского парусника по акватории Тихого океана составит около 13 200 миль, при условии среднесуточного движения в 144 мили, в море УПС "Паллада" проведет 109 суток. Начало рейса — 30 июня 2011 г., завершится транстихоокеанская экспедиция 16 октября 2011 г. (прибытие в порт Владивосток).

Участники рейса пересекут 180-й меридиан — линию перемены даты, то есть дважды переживут один и тот же день. Северная часть линии перемены даты начинается в Ледовитом океане, огибает с востока восточные территории Российской Федерации, входит в Тихий океан через Берингов пролив, южнее переходит на западную сторону 180-го меридиана, оставляя на востоке от себя Алеутские острова, после чего снова выходит на меридиан, далее линия следует по Тихому океану до самой Антарктиды, испытывая ещё одно крупное отклонение к востоку в Океании.

За время экспедиции уникальную морскую практику океанического плавания пройдут 120 курсантов рыбохозяйственных образовательных учреждений, а также юнги военно-патриотических молодежных организаций. Опыт предыдущих масштабных многодневных походов учебного парусного судна «Паллада» подтверждает, что знания, полученные в таких рейсах, благотворно влияют на качество подготовки курсантского состава, способствуют повышению престижа морских профессий. Преодоление трудностей многодневного похода закаляет характер курсантов и юнг, приучает к дисциплине и чувству ответственности за безопасность корабля. Благодаря совместной ежедневной работе, несению вахт, участию в парусных авралах курсанты, юнги и кадеты не только познают «чувство локтя», но и приобретут настоящих товарищей, которые всегда придут на помощь в трудную минуту. Участие в транстихоокеанской экспедиции для молодых людей (а многие из них впервые выйдут в море именно на УПС «Паллада») — обязательно поможет им в будущем успешно реализоваться в выбранной профессии.

В каждом порту захода «Паллада» будет открыта для посещений и экскурсий, тысячи посетителей ознакомятся с выставочной экспозицией, посвященной празднованию 50-летия полета в космос Ю.А. Гагарина и 270-летию открытия российскими моряками Русской Америки. Курсанты выступят в роли гидов-эксурсоводов по паруснику, расскажут посетителям о морских традициях России; примут участие в официальных встречах Чрезвычайных и Полномочных послов, представителей зарубежных государств, в церемониях возложения венков, почетных караулах.

Маршрут транстихоокеанской экспедиции УПС «Паллада»

Первый порт захода — порт Кадьяк (США). Судно совершит переход в 3 400 миль по акватории Японского моря, Сангарский пролив и часть Тихого океана. В пути учебное парусное судно проведет ориентировочно 21 сутки. Стоянка в порту Кадьяк — 3-е суток (21–23.07.2011 г.).

Порт Кадьяк — первая столица Русской Америки — основан в 1784 г. русскими колонистами. В городе расположен дом А.А. Баранова, построенный в 1808 г. и ныне являющийся старейшим примером русской архитектуры в Северной Америке.

В православном храме Воскресения Христова покоятся мощи Германа Аляскинского, первого православного святого Америки. В городе действует православная семинария Святого Германа. Члены экипажа и курсантский состав примут на борту УПС «Паллада» представителей мэрии, командования ВМС, СМИ г. Кодьяк.

Для участников транстихоокеанской экспедиции будут организованы обзорная экскурсия по городу, знакомство с историческими памятниками, посещение русского кладбища, дома-музея А.А. Баранова и национального музея Алутик, храма Воскресения Христова; пройдет встреча с эмигрантами из России; для местных жителей на судне состоится День открытых дверей.

Затем судно, расправив паруса, направится в порт Ситке (США), совершив переход по Тихому океану в 400 миль. Стоянка в порту — 3-е суток (28–30.07.2011 г.).

Первоначально город был основан Александром Барановым с разрешения старейшин племени индейцев-тлинкитов в 1799 г. как форт Архистратига Михаила в устье ручья, который сейчас носит название Старригавань. В 1802 г. форт был разрушен индейцами, а его жители убиты, в 1804 г. русские вновь заняли эту территорию при помощи алеутов и орудий корабля «Нева». Поселение было перенесено на стратегически более удобное место, на крутой холм рядом с бухтой и получило название Новоархангельск. В 1876 году Ситке стал частью Соединенных Штатов Америки, но до сих пор здесь сохранилось сильное русское виляние: в самом центре города находится собор Св. Михаила (православная церковь постройки 1804 года), за собором раскинулся национальный исторический парк Ситки, также популярны экскурсии в Аляскинский центр хищников, где обитают совы, орланы и соколы.

Участники экспедиции традиционно на борту судна проведут прием представителей мэрии, СМИ г. Ситке; смогут познакомиться с достопримечательностями города — собором Святого Михаила, музеем Шелдона Джексона, посетят русское кладбище и могилу княгини Аглаиды Максутовой (жены последнего правителя Русской Америки).

Завершит визит день открытых дверей на судне для жителей и гостей города.

После порта Ситке знаменитый российский парусник направится к порту Виктория (Канада), переход по акватории Тихого океана составит около 620 миль (время в пути — около 5-ти суток). Стоянка в порту Виктория — 3-е суток (5-7.08.2011 г.).

Порт Виктория — самый теплый город Канады, его отличают архитектура в английском стиле, множество парков и цветников.

Мероприятия в порту откроет прием представителей мэрии г. Виктория, посольства РФ, СМИ на борту российского парусника, затем продолжит обзорная экскурсия по городу, посещение Морского музея, русского кладбища, завершит День открытых дверей на УПС «Паллада» для жителей и гостей г. Виктория.

Переход до порта Сиэтл (США) займет порядка 2-х суток и составит 120 миль. Стоянка в городе — 3 суток (10–12.08.2011 г.). Отметим, что в порту Сиэтл отлично знают УПС «Паллада» и всегда тепло встречают российских моряков.

Сиэтл входит в пятерку крупнейших портов страны. Это также крупнейший торгово-финансовый, промышленный и транспортный центр Тихоокеанского северо-запада США. Кроме того, Сиэтл — база рыболовного флота, также здесь находятся базы ВМС США «Форт Лаутон» и «Сенд Пойнт».

В Сиэтле располагаются Вашингтонский университет, Тихоокеанский университет Сиэтла, Сиэтлский университет. Среди достопримечательностей: символ города — башня Спейс-нидл («Космическая игла»), Международный квартал, Художественный музей, исторический заповедник «Золотая лихорадка на Клондайке», парки, океанариум. В окрестностях города — гора Рейнир, горнолыжные курорты в Каскадных горах и горах Олимпик. Рынок «Пайк-плейс» специализируется на реализации свежей рыбы и морепродуктов.

Командный и курсантский состав примут на борту УПС «Паллада» представителей посольства РФ, местных властей, СМИ. Участники экспедиции во время прогулки по городу посетят Океанариум с тематическими выставками «Подводный купол», «Морские млекопитающие». Отдадут дань памяти соотечественникам на русском кладбище. Представители общественной организации «Русский клуб» организуют лекторий «Русские в Сиэтле», который завершится творческим концертом на борту корабля.

День открытых дверей позволит всем желающим побывать на учебном парусном судне «Паллада».

Продолжит экспедицию посещение порта Сан-Франциско (США). Переход по акватории Тихого океана займет порядка 7-ти суток и составит около 840 миль. Стоянка — 3-е суток (20–22.08.2011 г.).

Порт Сан-Франциско широко известен своими культурными и национальными достопримечательностями, среди которых: мемориальная башня Койт (построенная в 1933 г.), зоопарк (площадью в 1,21 га), висячий мост «Золотые ворота», остров Алькатрас (находящийся в «сердце» залива Сан-Франциско, раньше его использовали как военное укрепление и в качестве самой надежной тюрьмы, на сегодняшний день — исторический памятник).

После приема представителей посольства РФ, местных властей и СМИ на борту парусника, состоятся: обзорная экскурсия по городу, знакомство с историческими памятниками и достопримечательностями, в том числе национальным парком «Сутро», посещение Русского культурного центра, встречи со студентами Калифорнийского университета океанографии, будут проведы спортивные состязания.

По итогам первой половины транстихоокеанского рейса будет на борту судна силами курсантского состава выпущена газета и организована фотовыставка. Завершит визит День открытых дверей на УПС «Паллада».

Переход от порта Сан-Франциско до порта Лос-Анджелес, второго по значению порта на Тихоокеанском побережье США, займет у участников экспедиции около 3-х суток (порядка 370 миль). Стоянка в порту — 3-е суток (26–28.08.2011 г.)

Лос-Анджелес — один из важнейших городов США, основанный в 1781 г. Мощный толчок развитию города дала «золотая лихорадка», а в начале ХХ в. Лос-Анджелес стал центром американской киноиндустрии. Во время Первой мировой войны город стал одним из центров авиационной промышленности, во Вторую мировую здесь было сосредоточено расширенное производство боевых самолетов и кораблей. На сегодняшний день Лос-Анджелес — крупный центр военной промышленности.

«Город ангелов» всемирно известен туристическими достопримечательностями: детским парком Диснейленд, Голливудом (и Голливудской аллей славы), а также первоклассными музеями, в том числе музеем “The Natural History Museum of Los Angeles County”, в котором собрана, возможно, лучшая в мире коллекция доисторических времен каменного века и ледникового периода нашей планеты, художественной галереей в Сан-Марино, где хранятся рукописи Шекспира.

Программа пребывания в порту включает в себя традиционный прием на борту российского парусника представителей посольства РФ, местных властей, СМИ; обзорную экскурсию по городу с посещением Музея современного искусства и День открытых дверей на УПС «Паллада».

Следующий порт захода — порт Гонолулу (США), переход до которого составит порядка 14-ти суток; судно пройдет 2 010 миль. Стоянка в порту составит 3-е суток (12-14.09.2011 г.).

Порт Гонолулу раскинулся на лазурном берегу Тихого океана, он буквально утопает в цветах и зелени, купается в солнце: штат Гавайи — самый солнечный и самый отдаленный от материка штат США. В центре города сосредоточены небоскребы, самый высокий из них — башня Алоха, там же, в центре, находится студенческий городок Гавайского Тихоокеанского университета. В Гонолулу расположено множество культурных учреждений, в том числе и библиотека штата.

По плану пребывания в порту на борту судна состоится встреча с представителями посольства РФ, местными властями, СМИ; затем для экипажа и курсантского состава пройдут обзорные экскурсии по городу с посещением знаменитой военно-морской базы Пёрл-Харбор. День открытых дверей на УПС «Паллада» позволит всем желающим подняться на борт российского парусника.

В полной мере познакомив жителей США с величием и традициям российского парусного флота и достижениями в сфере покорения космоса, экипаж УПС «Паллада» продолжит плавание по маршруту порт Гонолулу (США) — порт Токио (Япония). Переход между портами достаточно протяженный (3 100 миль, 22-е суток), который потребует от экипажа судна и курсантского состава особой концентрации сил и внимания. Стоянка в порту Токио — 3-е суток (7–9.10.2011 г.).

Токио — один из крупнейших городов мира, основанный в середине XV в., до наших дней этот гигантский мегаполис сохранил множество старых деревянных зданий и храмов, придающих ему, по контрасту с суперсовременными кварталами, особое очарование. В городе свыше 30 музеев, особый интерес представляют Императорский дворец Кокё, храмы Тосегу и православный кафедральный собор Воскресения Христова Николаи-до, Токийская телевышка, Национальный театр Японии с представлениями трупп «кабуки», «но» и «бунраку».

По сравнению с портом Нагасаки, куда УПС «Паллада» заходит практически ежегодно для участия в параде парусов, в порту Токио и Токийском заливе российский парусник — достаточно редкий гость.

В программе визита встреча с представителями посольства РФ, местных властей, СМИ на борту судна, экскурсии по городу с посещением Токийского национального музея и Токийской телевышки, День открытых дверей на УПС «Паллада». В честь предстоящего завершения транстихоокеанской экспедиции силами курсантов будет выпущена газета и организована фотовыставка.

Переход из порта Токио в порт Владивосток ориентировочно составит 7 суток.

История развития отечественной космонавтики

Космонавтика стала делом жизни нескольких поколений наших соотечественников. Российские исследователи были первооткрывателями в этой сфере.

Огромнейший вклад в дело развития космонавтики внес российский ученый, простой учитель уездного училища Калужской губернии Константин Эдуардович Циолковский. Размышляя о жизни в космическом пространстве, Циолковский начал писать научную работу под названием «Свободное пространство». О том, как выйти в космос, ученый пока не знал. В 1902 г. К.Э. Циолковский прислал в журнал «Новое обозрение» труд, сопроводив его записью: «Я разработал некоторые стороны вопроса о поднятии в пространство с помощью реактивного прибора, подобного ракете. Математические выводы, основанные на научных данных и много раз проверенные, указывают на возможность с помощью таких приборов подниматься в небесное пространство и, может быть, обосновывать поселения за пределами земной атмосферы».

В 1903 г. этот труд — «Исследование мировых пространств реактивными приборами» — был опубликован. В нем ученый разработал теоретические основы возможности полетов в космос. Эта работа и последующие труды, написанные Константином Эдуардовичем, дают основание нашим соотечественникам считать его отцом российской космонавтики.

Глубокие исследования возможности полетов человека в космос связаны с именами других российских ученых — инженера Ф.А. Цандера и самоучки Ю.В. Кондратюка. Каждый из них внес свой вклад в развитие космонавтики. Фридрих Артурович много работ посвятил проблеме создания условий для жизни человека в космосе. Юрий Васильевич разработал многоступенчатый вариант ракеты, предложил оптимальную траекторию вывода ракеты на орбиту. Эти идеи наших соотечественников используются в настоящее время всеми космическими державами, имеют общемировое значение.

Целенаправленное развитие теоретических основ космонавтики как науки и проведение работ по созданию реактивных аппаратов в нашей стране связано с деятельностью в 20–30-х годах Газодинамической лаборатории (ГДЛ) и Групп изучения реактивного движения (ГИРД), а в дальнейшем Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ), сформированного на основе ГДЛ и московской ГИРД. В этих организациях активно работали Ф.А. Цандер, В.П. Ветчинкин, М.К. Тихонравов, Ю.А. Победоносцев, Н.И. Тихомиров, И.Т. Клейменов, В.П. Глушко и другие, а также будущий Главный конструктор ракетно-космических систем С.П. Королев, внесший основной вклад в создание первых ракет-носителей (РН), искусственных спутников Земли, пилотируемых космических кораблей (КК). Усилиями специалистов в этих организациях были разработаны первые реактивные аппараты с двигателями на твердом и жидком топливе, проведены их огневые и летные испытания. Было положено начало отечественной реактивной технике.

Работы и исследования по ракетной технике практически во всех возможных областях ее применения до Великой Отечественной войны и даже во время ВОВ велись в нашей стране достаточно широко. Кроме ракет с двигателями на различных видах топлива, был разработан и испытан ракетоплан РП-318-1 на основе планера СК-9 (разработки С.П. Королева) и двигателя РДА-1-150 (разработки Л.С. Душкина), показавший принципиальную возможность создания и перспективность реактивной авиации. Были разработаны также различные типы крылатых ракет (классов «земля-земля», «воздух-воздух» и другие), в том числе и с автоматической системой управления. Естественно, широкое развитие в предвоенное время получили только работы по созданию неуправляемых реактивных снарядов. Разработанная простая технология их массового производства позволила гвардейским минометным частям и соединениям внести существенный вклад в дело победы над фашизмом.

13 мая 1946 г. Советом Министров СССР было выпущено основополагающее постановление, предусматривающее создание всей инфраструктуры ракетной промышленности. Значительный упор был сделан, исходя из складывавшейся к этому времени военно-политической обстановки, на создании жидкостных баллистических ракет дальнего действия (БРДД) с перспективой достижения межконтинентальной дальности стрельбы и оснащения их ядерными боезарядами, а также на создании эффективной системы ПВО, базирующейся на зенитных управляемых ракетах и реактивных истребителях-перехватчиках.

Исторически создание ракетно-космической отрасли промышленности было связано с необходимостью разработки боевых ракет в интересах обороны страны. Таким образом, указанным постановлением были фактически созданы все необходимые условия быстрого развития отечественной космонавтики. Началась напряженная работа по становлению ракетно-космической промышленности и техники.

В историю человечества вошли два знаменательных события, связанных с развитием отечественной космонавтики и открывших эпоху практического освоения космоса: запуск на орбиту первого в мире искуственного спутника Земли (ИСЗ) (4 октября 1957 г.) и первый полет человека в космическом корабле по орбите ИСЗ (12 апреля 1961 г.). Роль головной организации в этих работах отводилась Государственному НИИ реактивного вооружения № 88 (НИИ-88), ставшему фактически «альма-матер» для всех ведущих специалистов ракетно-космической отрасли. В его недрах проводились теоретические, проектные и экспериментальные работы по перспективной ракетно-космической технике. Здесь же проектированием БРДД с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД) занимался коллектив, возглавляемый Главным конструктором Сергеем Павловичем Королевым; в 1956 г. стал самостоятельной организацией — ОКБ-1 (сегодня это всемирно известная Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» им. С.П. Королева).

Выполняя задания правительства по созданию БРДД, С.П. Королев нацеливал коллектив на одновременную разработку и выполнение программ изучения и освоения космоса, начиная с научных исследований верхних слоев атмосферы Земли. Поэтому за полетом первой отечественной баллистической ракеты Р-1 (10.10.1948 г.) последовали полеты геофизических ракет Р-1А, Р-1Б, Р-1В и других.

Летом 1957 г. было опубликовано важное правительственное сообщение о проведении в Советском Союзе успешных испытаний многоступенчатой ракеты. «Полет ракеты, — говорилось в сообщении, — проходил на очень большой, до сих пор не достигаемой высоте». Этим сообщением было отмечено создание грозного оружия межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 — знаменитой «семерки».

Именно появление «семерки» обеспечивало благоприятную возможность выводить в космос искусственные спутники Земли. Но для этого необходимо было сделать очень много: разработать, построить и испытать двигатели общей мощностью в миллионы лошадиных сил, оснастить ракету сложнейшей системой управления, наконец, построить космодром, откуда ракете предстояло стартовать. Эту труднейшую задачу решили наши специалисты, наш народ, наша страна. Решили первыми в мире.

Все работы по созданию первого искусственного спутника Земли возглавлялись королевским ОКБ-1. Проект спутника несколько раз пересматривался, пока, наконец, не остановились на варианте аппарата, запуск которого мог быть осуществлен с помощью созданной ракеты Р-7 и в сжатые сроки. Факт вывода спутника на орбиту должен был быть зафиксирован всеми странами мира, для чего на спутнике смонтировали радиотехническую аппаратуру.

4 октября 1957 года с космодрома Байконур первый в мире ИСЗ был выведен на околоземную орбиту ракетой-носителем Р-7. Точное измерение параметров орбиты спутника осуществлялось наземными радиотехническими и оптическими станциями. Запуск и полет первого ИСЗ позволили получить данные о продолжительности его существования на орбите около Земли, прохождению радиоволн через ионосферу и влиянию условий космического полета на бортовую аппаратуру.

Развитие ракетно-космических систем шло бурными темпами. Полеты первых искусственных спутников Земли, Солнца, Луны, Венеры, Марса, достижение впервые автоматическими аппаратами поверхности Луны, Венеры, Марса и мягкая посадка на эти небесные тела, фотографирование обратной стороны Луны и передача на Землю изображения лунной поверхности, первый облет Луны и возвращение на Землю автоматического корабля с животными, доставка роботом образцов лунной породы на Землю, исследование поверхности Луны автоматическим луноходом, передача на Землю панорамы Венеры, пролет вблизи ядра кометы Галлея, полеты первых космонавтов — мужчин и женщин, одиночные и групповые в одноместных и многоместных кораблях-спутниках, первый выход космонавта-мужчины, а затем и женщины из корабля в открытый космос, создание первой пилотируемой орбитальной станции, автоматического грузового корабля снабжения, полеты международных экипажей, первые перелеты космонавтов между орбитальными станциями, создание системы «Энергия»-«Буран» с полностью автоматическим возвращением многоразового корабля на Землю, длительная работа первого многозвенного орбитального пилотируемого комплекса и многие другие приоритетные достижения России в освоении космоса вызывают у нас законное чувство гордости.

Первый полет в космос

12 апреля 1961 г. — этот день навсегда вошел в историю человечества: утром с космодрома «Бойконур» мощная ракета-носитель вывела на орбиту первый в истории космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли — гражданином Советского Союза Юрием Алексеевичем Гагариным на борту.

За 1 ч. 48 мин Ю.А. Гагарин облетел земной шар и благополучно приземлился в окрестности деревни Смеловки Терновского района Саратовской области, за что был награжден Звездой Героя Советского Союза.

По решению Международной авиационной федерации (ФАИ) 12 апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики. Праздник установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года.

После полёта Юрий Гагарин непрерывно совершенствовал своё мастерство как лётчик-космонавт, а также принимал непосредственное участие в обучении и тренировке экипажей космонавтов, в руководстве полётами КК «Восток», «Восход», «Союз».

Первый космонавт Юрий Гагарин окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского (1961–1968), вёл большую общественно-политическую работу, являясь депутатом Верховного Совета СССР 6-го и 7-го созывов, член ЦК ВЛКСМ (избран на 14-м и 15-м съездах ВЛКСМ), президентом Общества советско-кубинской дружбы.

С миссией мира и дружбы Юрий Алексеевич посетил многие страны, ему присуждены золотая медаль им. К. Э. Циолковского АН СССР, медаль де Лаво (ФАИ), золотые медали и почётные дипломы международной ассоциации (ЛИУС) «Человек в космосе» и Итальянской ассоциации космонавтики, золотая медаль «За выдающееся отличие» и почётный диплом Королевского аэроклуба Швеции, Большая золотая медаль и диплом ФАИ, золотая медаль Британского общества межпланетных сообщений, премия Галабера по астронавтике.

С 1966 г. Ю.А. Гагарин являлся почётным членом Международной академии астронавтики. Награжден орденом Ленина и медалями СССР, а также орденами многих стран мира. Юрию Гагарину присвоены звания Герой Социалистического Труда ЧССР, Герой НРБ, Герой Труда СРВ.

Юрий Гагарин трагически погиб в авиационной катастрофе вблизи деревни Новоселове Киржачского района Владимирской области при выполнении тренировочного полёта на самолёте (вместе с летчиком Серегиным).

В целях увековечения памяти Гагарина город Гжатск и Гжатский район Смоленской области были переименованы соответственно в город Гагарин и Гагаринский район. Имя Юрия Гагарина присвоено Военно-воздушной академии в Монино, учреждена стипендия им. Ю.А. Гагарина для курсантов военных авиационных училищ. Международной авиационной федерацией (ФАИ) была учреждена медаль им. Ю. А. Гагарина. В Москве, Гагарине, Звёздном городке, Софии — установлены памятники космонавту; существует мемориальный дом-музей в г. Гагарин, именем Ю.А. Гагарина назван кратер на Луне.

Юрий Гагарин был избран почётным гражданином городов Калуга, Новочеркасск, Сумгаит, Смоленск, Винница, Севастополь, Саратов (СССР), София, Перник (НРБ), Афины (Греция), Фамагуста, Лимасол (Кипр), Сен-Дени (Франция), Тренчанске-Теплице (ЧССР).

Открытие «Русской Америки»

Русская Америка — совокупность владений Российской империи в Северной Америке, включавшая Аляску, Алеутские острова, Александровский архипелаг и поселения на тихоокеанском побережье современных США (Форт-Росс). К середине ХVII века русские землепроходцы достигли Тихоокеанского побережья Азии, а атаман Семен Дежнев открыл пролив, отделяющий Евразию от Америки. Побережье ее затем было обследовано Витусом (в крещении Иван Ивановичем) Берингом.

По итогам знаменитой камчатской экспедиции Беринга-Чирикова 1741 г., совершенной на пакетботах «Св. Петр» и «Св. Павел», Азия «сошлась» с Америкой, и между двумя соседними континентами завязались более или менее систематические контакты. Россия стала не только европейской и азиатской, но и, в какой-то мере, американской державой. Это открытие Русской Америки стоило жизни командору Российского флота, упокоившемуся на островах, названных в его честь Командорскими.

С 1740-х гг. начались промышленные плавания русских купцов и мореходов в эти края, русские заселяли Алеутские острова и тихоокеанское побережье Северной Америки. Летом 1784 года экспедиция под командованием Г. И. Шелихова (1747–1795 гг.) высадилась на Алеутских островах. Григория Ивановича Шелихова, основавшего первое русское поселение в Америке на острове Кадьяк (1784 г.), современники называли русским Колумбом.

Шелихов мечтал основать большую русскую колонию — «Славороссию». В 1799 г. Шелихов и граф Николай Петрович Резанов основали Российско-американскую компанию (РАК), управляющим которой стал А. А. Баранов (1746–1818 гг.). Компания вела охоту на каланов и торговлю их мехом, основала свои поселения и фактории. Она получила от Императора Павла I монополию на торгово-промысловую деятельность в Северо-Западной Америке и на управление новыми территориями. Компания была объявлена находящейся под «высочайшим покровительством» и вскоре акционерами компании стали Император Александр I, Великие Князья и крупные государственные деятели.

РАК исполняла представительскую роль от имени Российской Империи на Дальнем Востоке. Но намеченным грандиозным планам не суждено было осуществиться из-за скоропостижной смерти Шелихова в 1795 г. в возрасте сорока восьми лет.

В 1795 г. РАК назначила Главным правителем Русской Америки соратника Шелихова каргопольского купца Александра Андреевича Баранова. В 1804 г. Баранов основал на о. Ситка столицу Русской Америки Ново-Архангельск (ныне г. Ситка на о. Баранов). К концу его правления в 1818 г. в Америке было построено 24 поселения для промысла морского зверя и торговли с аборигенами, в том числе Форт-Росс в Калифорнии, снабжавший русское население пшеницей. Также им были приобретены земли на Гавайских островах. Общая площадь территорий, освоенных русскими за 70 лет, достигла 10% территории современных США.

РАК организовала около 15 кругосветных экспедиций и примерно столько же полукругосветных. Наиболее известное из них — первое кругосветное путешествие под русским флагом под командованием Ивана Фёдоровича Крузенштерна в 1803–1805 гг. Суда Российско-американской компании водили военные моряки, а их служба в компании засчитывалась как служба в военно-морском флоте.

С 1808 г. столицей русской Америки становится Ново-Архангельск. Фактически управление американскими территориями ведется РАК, главный штаб которой находился в Иркутске, официально Русская Америка была включена в состав сначала Сибирского генерал-губернаторства, позже (в 1822 г.) — вошла в состав Восточно-Сибирского генерал-губернаторства.

Население всех русских колоний в Америке достигло 40 000 человек, среди них преобладали алеуты. Самой южной точкой в Америке, где обосновались русские колонисты, был Форт-Росс в 80 км к северу от Сан-Франциско в Калифорнии. Дальнейшему продвижению на юг помешали испанские, а затем и мексиканские колонисты. В 1824 году была подписана Русско-американская конвенция, зафиксировавшая южную границу владений Российской империи в Аляске.

18.03.1867 (31.03) — подписан договор о продаже Россией Аляски и Алеутских островов Соединенным Штатам Америки за 7,2 млн долл. Северные индейцы сохранили о русских добрую память. Об этом свидетельствует и немалое число православных эскимосов и алеутов с русскими фамилиями, которые хранят верность Православию. Имеется духовная семинария на острове Кадьяк.
Вернуться назад