Главная > Статьи > Назрела необходимость разработки и осуществления Федеральной целевой программы развития врачебно-физкультурной службы
Назрела необходимость разработки и осуществления Федеральной целевой программы развития врачебно-физкультурной службы16 апреля 2011 | 20:19 |
Проблемы совершенствования врачебно-физкультурной службы России Директор ФГУ «Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины Федерального медико-биологического агентства» (ФГУ «ЦСМ ФМБА России»), главный специалист Минздравсоцразвития России по спортивной медицине, заслуженный врач РФ, профессор Борис Поляев История развития спортивной медицины тесно связана с ростом и развитием физической культуры и спорта. В 20-е годы прошлого века стала формироваться новая отрасль медицины – врачебный контроль за здоровьем лиц, занимающихся физкультурой и спортом. Этому в значительной степени способствовала поддержка наркома здравоохранения Н.А. Семашко, выдвинувшего лозунг: «Без врачебного контроля нет физической культуры». Уже в 1923 году в Государственном институте физической культуры в Москве была открыта первая кафедра врачебного контроля, переименованная позднее в кафедру лечебной физкультуры и врачебного контроля. В конце 40-х годов врачебный контроль оформился как государственная система медицинского обеспечения физкультуры и спорта, а в 1951 году Министерство здравоохранения СССР издало приказ об организации врачебно-физкультурных диспансеров (ВФД). Их стали открывать во всех республиках СССР, областях, крупных городах и районах России. По прошествии 2–3 лет уже работало 140 диспансеров, а в дальнейшем их число выросло почти до 400. Создание ВФД заложило основу принципиально новой системы медицинского обеспечения физической культуры и спорта, что, в свою очередь, позволило поднять ее на более высокий уровень. В сложных условиях 80–90-х годов энтузиасты спортивной медицины и лечебной физкультуры продолжали активную деятельность в надежде сохранить и развить врачебно-физкультурную службу России. По данным Минспорттуризма России, численность занимающихся физкультурой и спортом в нашей стране в 2009 году составила 24 579 889 человек (17,3% от численности населения России), было подготовлено более 1 800 000 спортсменов массовых разрядов, более 4500 мастеров спорта, итого присвоено 1 886 942 спортивных разряда. По данным Минздравсоцразвития РФ, в 2009 году в России под диспансерным наблюдением находилось 4 289 316 физкультурников и спортсменов, из которых спортсмены сборных команд всех уровней составляли 274 351 человек, учащиеся детско-юношеских школ – 1 472 694. Таким образом, регулярные медицинские осмотры и врачебный контроль проводятся менее 1/5 части (17,4%) от всех занимающихся физкультурой и спортом. Следовательно, большое количество лиц являются необследованными и не имеют врачебного допуска к занятиям физкультурой и спортом. В результате участились случаи различных осложнений, а иногда и гибели, в том числе детей, во время тренировок, соревнований, занятий физкультурой в школах. В последнее время, в связи с проведением Первых юношеских Олимпийских игр в Сингапуре, предстоящей Олимпиады в Лондоне (2012 год), Универсиады в Казани (2013 год), зимней Олимпиады и Паралимпийских игр в Сочи (2014 год), чемпионата мира по футболу (2018 год), Президент и Правительство Российской Федерации существенно усилили законодательную базу развития физкультуры и спорта. Постановление Правительства РФ № 812 от 17.10.2009 года направлено на улучшение медико-санитарного и медико-биологического обеспечения спорта и на совершенствование деятельности организаций здравоохранения по спортивной медицине. Нормативно-правовая база Министр здравоохранения и социального развития РФ Т.А. Голикова утвердила приказ № 613н от 09.08 2010 года «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий». В документе отражена законодательная база медицинского сопровождения при проведении спортивных соревнований различного уровня, допуска к занятиям физической культурой и спортом, углубленного медицинского обследования спортсменов сборных команд и ближайшего резерва, паралимпийцев, учащихся детско-юношеских спортивных школ и т.д. Установлена нормативно-правовая база функционирования врачебно-физкультурных диспансеров, центров лечебной физкультуры и спортивной медицины (ЦСМ), врача по спортивной медицине. В настоящее время Минздравсоцразвития РФ завершает работу по подготовке проекта приказа «Об утверждении порядка медицинского обеспечения детско-юношеского спорта». Суть проблемы В Федеральном медицинском биофизическом центре им. А.И. Бурназяна ФМБА России 20 июля 2010 года состоялось выездное совещание заместителя Председателя Правительства РФ, президента Олимпийского комитета России А.Д. Жукова, министра Минздравсоцразвития РФ Т.А. Голиковой и руководителя ФМБА России В.В. Уйбы. В своем выступлении министр Т.А. Голикова отметила, что «рост числа лиц, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, в том числе в специализированных спортивных учреждениях, значительно опережает возможности врачебно-физкультурной службы страны». На 1 врача ВФД приходится 7065 лиц, занимающихся физкультурой и спортом. На 1 учреждение врачебно-физкультурной службы приходится более 51 000 физкультурников и спортсменов. Дефицит кадров очевиден, и решать эту проблему следует комплексно. Увеличить количество часов подготовки врача по спортивной медицине в новом образовательном стандарте на додипломном и последипломном уровнях образования. Увеличить число мест, выделяемых в ординатуру медицинским вузам по специальности «спортивная медицина и лечебная физкультура». Создать условия, привлекающие в специальность (реклама, уровень зарплаты, оснащенность достойным оборудованием и т.д.), шире использовать возможность профессиональной переподготовки при наличии послевузовского образования по одной из специальностей: «неврология», «общая врачебная практика (семейная медицина)», «педиатрия», «скорая медицинская помощь», «терапия», «травматология и ортопедия». Создать Федеральные научно-образовательные центры по подготовке специалистов для работы со спортсменами высокого класса. Большинство ВФД и ЦСМ расположены в зданиях и помещениях, изначально не предназначенных для этих целей, и это создает препятствия для размещения современной диагностической и лечебной аппаратуры. Следует создать типовые проекты и стандарты оснащенности ВФД и ЦСМ, отвечающие современным требованиям и учитывающие определенную специфику, например, возраст спортсменов (детско-юношеский спорт) и этапы их подготовки (спортивно-оздоровительный этап и начальной подготовки, этап совершенствования и высшего спортивного мастерства). Финансирование ВФД и ЦСМ осуществляется из местных бюджетов, и в ряде регионов оно формируется по остаточному принципу, что приводит к ухудшению материально-технической базы учреждений. Старое оборудование выходит из строя, а на новое деньги не выделяются. Руководители некоторых регионов принимают решения о сокращении бюджетного финансирования, перевод ВФД в автономное учреждение или на одноканальное финансирование из средств ОМС, в отдельных случаях ВФД просто закрывают. Близорукая политика и сиюминутная выгода могут обернуться большими затратами на восстановление здоровья населения через несколько лет. Известно, что физкультура и спорт – важнейшая составляющая здоровья нации, и роль ВФД в повышении эффективности использования средств физической культуры и спорта для сохранения и восстановления здоровья различных возрастных групп населения весьма велика. Особого внимания заслуживает детско-юношеский спорт, именно в этот период жизни закладывается фундамент здоровья и возможных успехов в спорте. Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев считает: «Без возрождения современной системы детского и юношеского спорта в нашей стране развития спорта в целом быть не может, это очевидная вещь, не требующая никаких объяснений». В современном мире успешное решение любой поставленной задачи невозможно без использования передовых технологий и достижений науки. Внедрение в практику генетического тестирования позволит прогнозировать риски для здоровья юного спортсмена и перспективность возможностей ребенка в том или ином виде спорта. Фармакологическая поддержка спорта высших достижений тесно взаимосвязана с проблемой допинга в спорте. Боязнь допинга не должна исключать возможности фармакологической помощи спортсмену по медицинским показаниям и в определенных условиях. В современной системе подготовки квалифицированных спортсменов с постоянным повышением уровня национальных и мировых рекордов, тренировочных нагрузок и нервного напряжения соревнований спортсмену надо помогать восстанавливаться, что служит сохранению его здоровья, профилактике перенапряжения и других заболеваний. Проблем у врачебно-физкультурной службы много, и назрела необходимость разработки и осуществления Федеральной целевой программы развития врачебно-физкультурной службы. Источник: Спортивная медицина
Вернуться назад |